Приоритет цифрового комфорта для операторов и пользователей объектов дорожного сервиса
На площадке XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» прошла панельная дискуссия «МФЗ в цифре», участниками которой, помимо представителей дорожной отрасли, стали предприниматели, занятые в сфере организации придорожного сервиса, руководители сетей АЗС, питания и операторы гостиничного сервиса, сотрудники научных учреждений и пользователи объектов дорожного сервиса.
В своем приветственном слове начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский обозначил ключевые приоритеты в развитии многофункциональных зон (МФЗ): «Цифровая трансформация МФЗ – это ключ к созданию персонализированного и адаптивного сервиса. Используя большие данные, сенсоры, цифровую аналитику и платформенные решения, создается среда, где каждый пользователь – местный житель, турист, сотрудник или инвестор – получает своевременный доступ к нужной информации и услугам. Сегодня у нас есть возможность объединить усилия, обменяться опытом и задать новый вектор развития. Профессиональному сообществу необходимы удобные цифровые инструменты для оценки эффективности и целесообразности размещения таких комплексов. Также важно развивать сервисы для внешней аудитории: они обеспечат автолюбителей актуальной информацией о размещенных МФЗ».
Ориентируясь на принципы цифровой трансформации, Росавтодор уже внедряет решения, направленные на повышение эффективности развития таких зон. Спикер подробно рассказал о проделанной работе и напомнил, что всего вдоль подведомственной Росавтодору дорожной сети общей протяженностью 61,5 тыс. км расположено 12,9 тыс. объектов дорожного сервиса, среди них 120 – полноценные и комплексные с широким выбором товаров услуг. Только в этом году уже введено в эксплуатацию 6 МФЗ, в планах – еще 10.
Кроме того, в утвержденную генеральную схему размещения многофункциональных зон включено порядка 260 перспективных объектов. В этом году подведомственными учреждениями выдано около 72 технических требований и условий на размещение объектов дорожного сервиса вдоль дорог. Кроме того, ведомством оказывается услуга о предоставлении участков под объекты дорожного сервиса, так, уже выпущено 23 таких распоряжений. Большая методологическая помощь осуществляется региональным дорожным командам.
Участники дискуссии обсудили уже стартовавшую совместную работу специалистов Федерального дорожного агентства и РОСДОРНИИ по оцифровке объектов дорожного сервиса на федеральных трассах и их внесению в Систему контроля за формированием и использованием дорожных фондов (СКДФ).
По словам генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александра Бедусенко, разработанный в рамках СКДФ отдельный цифровой профиль для объектов дорожного сервиса дает возможность структурировать всю информацию, касающуюся размещения и функционирования каждого из объектов как для внешнего, так и для внутреннего пользователя. Уже разработаны модули информирования и диагностики, матрица характеристик объектов и порядок внесения информации собственниками автодорог, идет обсуждение о возможности передачи данных с Росреестром и Роскадастром. Работу по наполнению СКДФ информацией об объектах дорожного сервиса планируется завершить до конца 2026 года.
Как отметил заместитель Директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков, «Цифра не должна стать самоцелью: это лишь один из ключевых векторов развития сервисного направления, имеющий своей целью создание комфортной информационной среды для пользователя автодороги, а также оптимизацию управленческих процессов операторов объектов. Для всего вышеперечисленного, безусловно, необходимо покрытие сотовой связью федеральной сети на всем ее протяжении и Правительство РФ предпринимает различные меры и инициативы для того, чтобы такое покрытие было обеспечено в максимально возможно сжатые сроки».
Заместитель Директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов в своем выступлении обозначил конкретные меры, предпринимаемые для обеспечения мобильной связью федеральных трасс. Так, внесение изменений в Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» позволило устанавливать вышки сотовой связи в границе полосы отвода автодороги, что значительно упрощает процесс возведения вышек базовых станций операторам мобильной связи. Правительством РФ последовательно убираются бюрократические барьеры, сдерживающие темпы покрытия сотовой связью федеральных трасс. «Основной проблемой, которую нам предстоит в ближайшее время решить, является отсутствие на участках федеральных трасс электросетей, достаточных для функционирования комплекса сотовой связи, и решить ее мы сможем только сообща. Именно поэтому достигнута договоренность о доведении до ключевых операторов сотовой связи информации о планируемых дорожных работах, связанных с обеспеченностью электричеством, со стороны Федерального дорожного агентства. Уже готовится многостороннее соглашение между Росавтодором, Автодором, Минтрансом и Минцифры России и операторами связи по данному поводу», – обозначил в своем выступлении перспективы решения данного вопроса представитель Минтранса России.
Антон Козлов анонсировал также внесение в 2026 году изменений в законодательство, связанных с переводом начальной части процедуры по согласованию и размещению не только МФЗ, но и любого объекта в границах полосы отвода автодороги, полностью в цифровой вид. Предполагается, что данная законодательная модель заработает уже в 2027 году.
Константин Макиев, заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор», поделился новейшими стандартами развития дорожной инфраструктуры, уже реализуемыми в рамках проектирования и строительства новых участков автодорог, с акцентом на бесшовном характере размещения объектов дорожного сервиса через 30-70 км. Поэтапное строительство МФЗ, начинающееся с площадки отдыха, возведения АЗС и полного развития сервисного пространства позволит, по мнению спикера, в сжатые сроки обеспечить потребности разных групп пользователей услуг. Отдельный блок выступления представителя ГК «Автодор» был посвящен инструментам борьбы с заторами на МФЗ, например, регулированию пропускной способности на основе доступа к датчикам интенсивности движения, АСУДД и проч., а также уменьшению количества примыканий, что приводит в свою очередь к повышению безопасности дорожного движения.
Представители сетей АЗС, общепита и гостиничных услуг поделились интегративными подходами к цифровой трансформации сферы обслуживания в рамках дорожного сервиса и повышению уровня комфорта пользователей услуги. Осуществление транзакций без физического контакта с терминалом оплаты посредством использования технологий NFC на умных часах и CarPlay и QR кодов виртуальной карты лояльности, по мнению операторов, обеспечивает скорость, удобство, безопасность и автоматизацию основных процессов с резервной поддержкой персонала, связанных с предоставлением услуг. Сопутствующими услугами на флагманских АЗС вдоль федеральных трасс стали душевые комнаты и прачечные с бесконтактной оплатой, мобильные терминалы B2C и развитая экосистема для автомобилистов с кэшбеком баллов в программе оператора за оплату товаров и услуг.
Тагир Зиннуров, представляющий Казанский государственный архитектурно-строительный университет, продолжил тему трансформации дорожного сервиса через изучение потребностей потребителя с помощью инструментов Big Data и математических моделей для оценки потребностей и состояния участников движения. По мнению спикера, практическая значимость такого подхода заключается в оптимизации расположения объектов сервиса на трассах, исходя из реальных поведенческих паттернов участников дорожного движения и использовании результатов моделирования для прогнозирования транспортных потоков с учетом посещений сервисных объектов.
Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин в своем выступлении поддержал федеральные подходы к развитию комплексных объектов дорожного сервиса и актуальности перевода в цифру информации и услугах дорожного сервиса.
Отдельный блок панельной дискуссии был посвящен направлению автотуризма. Владимир Яшков, заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок» поделился с участниками диалога цифрами обеспеченности сервисными объектами на верифицированных туристических маршрутах. Так, по его словам, на 39 тыс. км. таких маршрутов приходится 1384 объекта сервиса, из них – 341 МФЗ, при этом 92% дорог, по которым проходят указанные маршруты, находятся в нормативном состоянии.
В качестве основных задач, стоящих перед отраслью в части обеспечения отечественного автотуризма безопасными и комфортными дорогами, были обозначены: создание дополнительных МФЗ из расчета 1 МФЗ на 100 км дорог, организация работы по развитию инфраструктуры объектов сервиса и приведению существующих в нормативное состояние.
Логичным продолжением темы внутреннего туризма и цифровизации контента, потребляемого конечным пользователем автодорог в процессе потребления услуги, стало выступление представителя ФКУ Упрдор «Южный Урал» с презентацией дорожного чат-бота «ФеДор», разработанного совместно со студентами Челябинского государственного университета в рамках соглашения о сотрудничестве с подведомственным учреждением Росавтодора. Скорость доставки до пользователя верифицированной информации о состоянии дорожной сети и имеющихся ограничениях, возможность обратной связи и мультипликации чат-бота в других регионах, а также включенный в него модуль карты туристических достопримечательностей субъекта получил высокую оценку. По словам Даниила Борисова, одного из соавторов дорожного чат-бота, на его основе удалось внедрить комплексный инструмент, предназначенный не только для развития сервисного направления, но и для сбора обратной связи и принятия оперативных решений на основе полученных данных.
В завершении мероприятия участники панельной дискуссии отметили важность межведомственной работы и взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства, диалога между потребителем, бизнесом и государством для реализации целей и задач, поставленных Правительством РФ для внедрения концепции «Дорога как услуга».