Перспективы развития Среды общих данных в дорожном хозяйстве обсудили на выставке «Дорога 2025»
Во второй день деловой программы состоялась конференция на тему: «Информационное моделирование в дорожном хозяйстве: синергия накопленного опыта и технологического прогресса», его модератором выступил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.
В числе участников – заместитель директора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков, заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников, директор департамента цифровой трансформации ФАУ «РОСДОРНИИ» Иван Жевжиков, заведующий отделом Института системного программирования им. В.П. Иванникова Российской академии наук Виталий Семенов, а также представители ведущих проектных организаций, бизнес-сообщества.
В своем приветственном слове Григорий Волков подчеркнул: «Та работа, которую мы выполняем в части организации мобильности граждан, грузовых перевозок, а также проработки вопросов по ее улучшению – крайне важна и ценна. Одним из векторов необходимого развития мы видим создание единой информационной системы, которая связала бы воедино все наработки специалистов отрасли, позволила бы, например, превентивно отслеживать разрушение дорожного полотна, сделала бы все процессы прозрачными: от формирования сметной стоимости до итоговой сдачи работ. Таким образом, общая производительность должна вырасти минимум на 20 % – это то, к чему стоит стремиться».
Отметим, что Росавтодор находится на активном этапе цифровой трансформации, неотъемлемой частью которой является развитие информационного моделирования. У подведомственных ФКУ уже имеются успешно реализованные кейсы в части применения технологий информационного моделирования (ТИМ): на их основе сформированы методические рекомендации, одобренные научно-техническим советом Росавтодора.
Заместитель начальника управления развития ТИМ ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Анненков детально рассказал о важности разработки, области применения и структуре отраслевой системы классификаторов для дорожного хозяйства, а также перспективах ее развития.
Так, Российский дорожный научно-исследовательский институт разработал отраслевой классификатор в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011. Спикер описал основные принципы классификации, привел примеры объектов, элементов и атрибутов. Весь этот комплекс в конечном итоге представляет собой формализованную базу знаний дорожной отрасли, которая в свою очередь является источником данных для дальнейшего применения технологий искусственного интеллекта.
Кроме того, на основе содержащейся в базе информации выстраивается работа с интеллектуальными транспортными системами, высокоавтоматизированной дорожно-строительной техникой. Таким образом, на ее основе формируется информационное пространство – Среда общих данных (СОД).
«Среда общих данных станет единым и достоверным источником информации для всех участников того или иного проекта. Все это существенно повысит качество нашей работы и обеспечит ту самую синергию дорожного сообщества на основе накопленных знаний и опыта», – подчеркнул эксперт.
В продолжение темы Антон Журавлев рассказал о работе ФАУ «РОСДОРНИИ» в части создания Среды общих данных (СОД) в контуре федеральной государственной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ).
«На сегодняшний день СОД выступает синонимом единой цифровой платформы, обеспечивающей сквозное взаимодействие всех участников проекта. Она используется не только для хранения и передачи данных, но и для решения конкретных профессиональных задач. При этом анализ подобных систем показал, что требуется глубокая отраслевая кастомизация, а интеграция с другими ГИС порой невозможна. С таким пониманием мы взялись за создание отраслевой СОД», – рассказал спикер.
В контексте необходимости создания отраслевой СОД большую роль сыграл практический опыт ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», реализованный на участках трассы М-7 «Волга». Система позволила значительно ускорить процессы согласования, утверждения и обмена информацией между техническим заказчиком, ФКУ и подрядчиком.
В результате создания СОД, ФГИС СКДФ станет ядром информационного взаимодействия, а в ее основу лягут единая система классификаторов и отраслевая онтологическая модель, разрабатываемая ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с Институтом системного программирования имени В. П. Иванникова Российской академии наук. Она являет собой систематизированное представление информации на основе формализации той или иной области и призвана сформировать единый язык общения и перевести нормативную базу в машинно-интерпретируемый формат.
Так, отрасль получит единое информационное пространство, в котором государственная политика в области дорожного хозяйства будет формироваться на основе выверенных данных, согласованных регламентов и сквозной информационной модели – от замысла до эксплуатации.
В продолжение мероприятия спикеры осветили в своих докладах практические кейсы реализации дорожных проектов с использованием ТИМ, а также вопросы импортозамещения автоматизированных систем проектирования и подготовки кадров.