Перспективы расширения практики применения контрактов жизненного цикла при дорожном строительстве обсудили на конференции выставки «Дорога 2025»

22.10.2025

Речь идет о единых долгосрочных контрактах на проектирование, строительство и эксплуатацию участков автомобильных дорог. Такие механизмы в перспективе дадут возможность повысить эффективность расходования бюджетных средств, обеспечить комплексный подход к управлению инфраструктурой и улучшить качество содержания транспортных артерий.

Участие в деловой программе конференции приняли заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков, начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Роман Беккер и генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константина Могильный.

В своем выступлении Кайрат Турсунбеков отметил актуальность перехода к контрактам жизненного цикла с учетом итогов голосования на Всероссийском съезде дорожников в 2024 году. Спикер рассказал о динамике заключения контрактов на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (ПИР+СМР), а также результатах сбора предложений от подведомственных учреждений в части предмета и условий таких контрактов, объемов работ и протяженности участков.

«Формирование предложений по внесению изменений в законодательство, позволяющих заключать долгосрочные контракты на проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию участков автомобильных дорог – в настоящее время очень важная задача, поскольку от ее реализации зависит создание условий для системного развития отрасли, привлечение инвестиций и обеспечение устойчивого экономического роста. В настоящий момент от подведомственных учреждений поступают предложения для включения в единую концепцию», – сказал заместитель руководителя Росавтодора.

Кайрат Турсунбеков также призвал подведомственные учреждения и подрядные организации активнее включаться в процесс подготовки предложений по подготовке изменений или издания новых нормативных правовых актов, формированию единой концепции, позволяющей заключать долгосрочные контракты на все основные виды дорожных работ.

Продолжил тему Константин Могильный, он рассказал о положительном опыте внедрения контрактов жизненного цикла в отношении скоростных автомагистралей, например, М-12 «Восток», где преимуществом стала возможность переустройства коммуникаций и компенсации потерь на участке протяженностью 800 км в течение одного года после старта проекта строительства.

В ходе конференции эксперты также обсудили опыт реализации текущего формата комплексных контрактов (ПИР+СМР).

Так, главный инженер ФКУ Упрдор «Тамань» Дмитрий Данько отметил преимущества реализации комплексного контракта, которые заключались в возможности оперативного изменения проектных решений и оптимизации сроков проведения работ при строительстве и реконструкции федеральной трассы А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А-290.

В свою очередь начальник ФКУ «Уралуправтодор» Евгений Куркин подчеркнул, что реализация контракта ПИР+СМР при реконструкции автомобильной дороги Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск на участке с 226-го по 238-й км в Тюменской области также позволила сократить сроки проведения работ и стоимость за счет возможности выполнения подготовительных работ, в частности, заключения соглашений на переустройство с собственниками коммуникаций ещё на стадии проектирования объекта.