Перспективы применения RAP в асфальтобетонных смесях обсудили на международной специализированной выставке «Дорога 2025»

21.10.2025

21 октября в рамках деловой программы XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» прошел круглый стол «Перспективы применения RAP в асфальтобетонных смесях на территории России».  

В мероприятии приняли участие председатель ТК 418 «Дорожное хозяйство»,  президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров,  начальник управления технической политики и инновационных технологий Госкомпании «Автодор» Константин Могильный, заместитель начальника Управления перспективных технологий и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ»  Владимир Марьев,  руководитель  группы компаний «АБЗ-1» Владимир Калинин, а также  производители техники, материалов и оборудования. 

На повестке – использование вторичных ресурсов в проектах дорожного строительства, вопросы нормативно-правового обеспечения, опыт применения и перспективы развития RAP в России и за рубежом.

Открывая дискуссию, Николай Быстров подчеркнул, что метод RAP относится к технологиям переработки старого асфальтобетонного покрытия, и достаточно широко используется во всем мире. Смеси с переработанным (вторичным) асфальтобетоном способствуют сохранению природных ресурсов, сокращению количества строительного мусора и улучшению экологической обстановки в целом.

«При этом для масштабного внедрения данной технологии требуются дополнительные меры, такие как, модернизация асфальтобетонных заводов, совершенствование нормативно-технической базы и дополнительное обучение специалистов», – добавил спикер.

Константин Могильный в своем докладе представил опыт применения переработанного асфальтобетона на скоростных трассах. Он рассказал, что техническая политика ГК «Автодор» ориентирована на максимальное применение вторичного асфальтобетона. Он может быть успешно использован в слоях основания, асфальтобетонных смесях.

«Переработанный асфальтобетон активно используется при выполнении строительно-монтажных работ. В частности, при реконструкции, ремонте и капитальном ремонте автодорог. За последние три года на дорогах Госкомпании было уложено порядка 245 тыс. тонн асфальтобетонных смесей с добавлением переработанного асфальтобетона. В этом году эта практика продолжается. Наша цель в ближайшие три года довести долю переработанного материала в асфальтобетонных смесях до 30%», – рассказал Константин Могильный.  

Владимир Марьев представил актуальные данные по мониторингу применения вторичных ресурсов в дорожной деятельности. Так, по его словам, на федеральных трассах, находящихся в ведении подведомственных Росавтодору ФКУ, в 2024 году при выполнении дорожных работ было использовано 72,1 % асфальтогранулята и 23,3 % металлургического шлака, а вторичного грунта – 4,5 %.

Кроме того, Владимир Марьев озвучил основные требования к использованию вторичных ресурсов в дорожном строительстве, среди которых: доступность вторичного сырья относительно природных материалов, достижение стабильных качественных характеристик, наличие технической документации, соответствие стандартам.

Владимир Калинин, в свою очередь, поблагодарил всех присутствующих экспертов за конструктивное взаимодействие, активную вовлеченность в вопросы использования вторичных ресурсов в дорожном строительстве, в частности применения RAP в асфальтобетонных смесях.

По итогам круглого стола участники пришли к выводу о необходимости расширения практики повторного использования дорожных материалов, а также выразили готовность сообща обсуждать и решать наиболее сложные вопросы, внедрять эффективные предложения по улучшению – вносить свой вклад в развитие сети безопасных качественных дорог в России. Все принятые рекомендации по итогам заседания будут направлены заинтересованным сторонам для дальнейшего внедрения в практику.

СПРАВОЧНО

XII международная специализированная выставка «Дорога 2025» проходит с 21 по 23 октября на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО».

По традиции организатором выступает Федеральное дорожное агентство при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

«Дорога 2025» вновь объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России: представителей органов власти, науки и бизнеса, производителей техники, материалов и оборудования, а также ключевых экспертов дорожного хозяйства.

По данным на 21.10.2025, на выставку «Дорога 2025» зарегистрировано более 3,4 тыс. участников и экспонентов.