Новые стратегические подходы к обеспечению безопасности дорожного движения обсудили на выставке «Дорога 2025»

22.10.2025

Панельная дискуссия, посвященная безопасности дорожного движения, состоялась в рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» в Минеральных Водах.

В мероприятии приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, начальник Госавтоинспекции МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин, а также представители подведомственных Росавтодору учреждений, региональных дорожных ведомств, профессионального и бизнес-сообщества.

Приветствуя участников панельной дискуссии, Роман Новиков отметил, что обеспечение безопасности дорожного движения остается одной из ключевых задач в сфере дорожного хозяйства. В последние годы на федеральных трассах, подведомственных Росавтодору, наблюдается устойчивая тенденция к снижению всех показателей аварийности, что говорит об эффективности предпринимаемых мер по обеспечению БДД. В частности, по итогам 9 месяцев 2025 года в Северо-Кавказском федеральном округе зарегистрировано снижение смертности в ДТП на 18,9%. 

Вместе с тем, с развитием дорожной сети, ростом автомобилизации, техническим прогрессом, возникает необходимость в новых подходах к обеспечению безопасности дорожного движения. «В этой связи все чаще обсуждается применение возможностей нейросетей и искусственного интеллекта. Некоторые инструменты мы используем уже сейчас. Например, внедряем элементы интеллектуальной транспортной системы, создаем цифровые «двойники» автомобильных дорог. Нам сейчас нужно переходить к работе на опережение, к тому, чтобы не только реагировать на какие-то инциденты, но и эти инциденты предупреждать», ― подчеркнул Роман Новиков.

Обращаясь к участникам панельной дискуссии, руководитель российской Госавтоинспекции Михаил Черников рассказал, что отечественные дороги становятся безопаснее, лучше, качественнее год от года, у нас ежегодного снижается смертность в дорожно-транспортных происшествиях. «Это становится возможным благодаря общим усилиям министерств и ведомств, работающим в одной связке по реализации стратегических задач в области безопасности дорожного движения. Уверен, что в ходе дискуссии мы определим векторы дальнейшего развития системы безопасности на дорогах, которые будут способствовать достижению целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, по снижению количества погибших в ДТП в 1,5 раза к 2030 году», – подчеркнул Михаил Черников. 

В частности, в том числе при участии Росавтодора МВД России подготовлена Стратегия повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036. По словам начальника отдела Научного центра БДД МВД России Кирилла Баканова, ожидается, что уже в этом году документ будет согласован на уровне главы государства, что позволит сделать положения стратегии обязательными для исполнения в регионах.

Напомним, в структуру Стратегии входят задачи по повышению эффективности управления в области БДД, повышение безопасности участников дорожного движения, транспортных средств и услуг в сфере транспорта, дорожной инфраструктуры, а также повышение эффективности реагирования на ДТП. 

«После утверждения Стратегии у нас будет 6 месяцев по разработке плана ее реализации. Росавтодор очень активно подключился к обсуждению, мы продолжаем эту работу и призываем коллег поучаствовать и подготовить свои предложения», ― отметил спикер.

Что касается вопросов использования искусственного интеллекта в целях повышения безопасности дорожного движения, то спектр применения уже достаточно широк ― от автоматизации рабочих процессов до моделирования поведения водителя, но с каждым годом возможностей применения «умных систем» становится все больше. 

Так, в качестве примера участникам панельной дискуссии привели мобильную лабораторию, способную оценить транспортно-эксплуатационное состояние дорог в режиме реального времени. Система обучена распознавать основные дефекты, которые прямым образом влияют на БДД. Выявленные дефекты отражаются на интерактивной карте и по каждому формируется заявка, которая потом направляется в адрес подрядной организации и далее реализуется контроль за ее устранением. Такой дорожный патруль более двух лет применяется на федеральных дорогах Уральского федерального округа.

Заместитель руководителя российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Олег Понарьин в ходе дискуссии обратил внимание на необходимость новых подходов к системе безопасности дорожного движения. Классическая модель «водитель – автомобиль – дорога – окружающая среда» объективно усложняется. «Сегодня «человек» – это не только водитель, но и все участники движения, «транспорт» включает в себя не только автомобили, а все многообразие средств передвижения, в том числе и средства индивидуальной мобильности, а «дорога» рассматривается не столько, как «полотно», а как сложноорганизованная подсистема с управляющими и обслуживающими структурами. Такое переосмысление сместило фокус со скорости и пропускной способности на безопасность, устойчивое развитие и ориентированную на человека транспортную среду», – сказал Олег Понарьин.

«Искусственный интеллект видит будущее системы безопасности дорожного движения в цифровой экосистеме, связывающей все её элементы. При этом если в настоящее время модель «матрицы безопасности» ориентируется на «послеаварийное» реагирование, то есть на устранение причин и последствий ДТП, то по прогнозам нейросети в будущем акценты сместятся на предупреждение самих причин аварийности. При цифровизации процесса прогнозируется дальнейшее значительное снижение количества дорожно-транспортных происшествий, но из-за сетевой интеграции риски сместятся от человеческого фактора к возможным технологическим сбоям и их последствиям. Следовательно, особое внимание будет обращено на кибербезопасность», – подытожил Олег Понарьин.

В завершение панельной дискуссии Роман Новиков дал поручение проработать вопрос о создании рабочей группы, в состав которой вошли бы представители различных ведомств, чтобы обсуждать вопросы наилучшего применения возможностей искусственного интеллекта для повышения безопасности всех участников дорожного движения.

СПРАВОЧНО

XII международная специализированная выставка «Дорога 2025» проходит с 21 по 23 октября на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО».

По традиции организатором выступает Федеральное дорожное агентство при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

«Дорога 2025» вновь объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России: представителей органов власти, науки и бизнеса, производителей техники, материалов и оборудования, а также ключевых экспертов дорожного хозяйства.