На XII Международной специализированной выставке «Дорога 2025» обсудили перспективы развития цифровой экосистемы дорожного хозяйства

22.10.2025

В Минеральных Водах в первый день деловой программы XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» состоялся круглый стол «Цифровая экосистема дорожной отрасли: аспекты эффективности и взаимодействия систем». Модератором выступил начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов, а сомодератором стал президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Александр Сёмкин.

«Символично начать работу такого масштабного отраслевого мероприятия именно с вопросов цифровизации. Оценка результативности различных систем выходит сейчас на первый план. Цифровая экосистема включает в себя целый комплекс таких решений, как СКДФ, «Платон», ИТС, АПВГК. Безусловно, надёжность всех вышеперечисленных систем способствуют повышению качества проводимых работ. Одна из ключевых задач сейчас – наладить эффективное взаимодействие всех элементов экосистемы», – отметил в приветственном слове первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен.

Радик Фаразутдинов сделал акцент на цифровом ландшафте Росавтодора, отметив, что одним из его основных компонентов является Федеральная государственная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ) – единая цифровая среда, объединяющая информацию о дорогах и дорожных фондах. Другой важный элемент цифровой экосистемы ведомства – это система выдачи специальных разрешений, которая обеспечивает электронное оформление документов, контроль маршрутов движения, проверку весогабаритных параметров, а также формирование статистики перевозок.

«По уровню цифровизации Росавтодор на начало 2024 года занимает седьмое место среди 60 Федеральных органов исполнительной власти с показателем результативности 73,7 %. Важным фактором в части достижения этой цифры является то, что автоматизированные системы управления Федерального дорожного агентства представляют собой комплекс, который интегрирует все процессы, обеспечивает мониторинг, исполнение и управление ресурсами, а также контролирует показатели эффективности и упрощает принятие управленческих решений. Особое внимание уделяется развитию аналитических возможностей и внедрению искусственного интеллекта для повышения точности, прогнозирования и планирования», – подчеркнул спикер.

В продолжение дискуссии о ФГИС СКДФ, заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев рассказал аудитории о развитии данной системы, её перспективах и роли в цифровизации дорожного хозяйства.

В настоящий момент в стране уже достаточно много состоявшихся цифровых решений, которые развиваются не только внутри Росавтодора – активно они применяются и в ГК «Автодор», и в субъектах Российской Федерации. По словам спикера, потребность во взаимодействии и обмене данными между существующими системами становится очевидной – это создаст синергию и, в первую очередь, облегчит жизнь владельцам дорог в их ежедневных рабочих процессах.

Говоря о СКДФ, подчеркнем, сейчас продолжается формирование цифровой базы автомобильных дорог и мостовых сооружений, загружается информация по инструментальной диагностике. В Систему поступают данные по расходам из консолидированного бюджета, а субъекты РФ и ФКУ Росавтодора формируют программы работ по участкам и объектам. То есть в системе есть возможность ознакомиться с перечнем конкретных видов запланированных работ. Кроме того, действует модуль, который позволяет вести статистическую отчетность и впоследствии передавать имеющиеся данные в Росстат. Сформирован также цифровой профиль субъекта, в котором отражены все данные о проводимых и запланированных мероприятиях.

«Нововведением является модуль УГИЗ – по аналогии с цифровым паспортов дороги мы перенесли в Систему всю базу данных имущества, земельных участков и объектов недвижимости и дорожного сервиса», – добавил эксперт.

В 2025 году РОСДОРНИИ также переработал подход к формированию паспортов автомобильных дорог. Сегодня это цифровая карточка, где дорога собирается из участков, на каждый из которых добавляется более 60 обязательных к заполнению атрибутов – её состав может быть полезен в рамках наполнения любой другой системы, оператор которой заинтересован в информации о дорогах и дорожной деятельности.

«До конца года закончим работу по модулю диагностики, который необходим для отражения полного цикла ведения данного вида работ. Владельцы будут заносить планы по диагностике на текущий год в СКДФ и в рамках этого реализовывать и демонстрировать фактическое исполнение с привязкой к контрактации. Данные размещаются на основе ведомостей — в дальнейшем модуль позволит фактически высчитать показатель соответствия дороги нормативному состоянию», — добавил Антон Журавлев.

В продолжение мероприятия участники обсудили актуальные вопросы внедрения искусственного интеллекта в различные информационные системы, а также возможности более эффективного взаимодействия в целях развития цифровизации отрасли.

Так, заместитель технического директора – директор департамента сопровождения ПО СВП ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Евгений Соколов описал работу и роль системы «Платон» в дорожном хозяйстве: «В настоящее время «Платон» – единственный источник достоверной и юридически значимой информации о движении по федеральным трассам крупнотоннажных транспортных средств. Содержащиеся в нем сведения позволяют анализировать целый ряд параметров: от фактической структуры грузоперевозок до их интенсивности по дням недели, определение загрузки федеральных трасс, статистики движения в разрезе стран, марок автомобилей. Государственные органы активно используют информацию, находящуюся в системе – за все время работы было получено более 30 тысяч запросов на предоставление различных данных».

Исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков рассказал о независимом рейтинге по внедрению ИТС в Российской Федерации. В стране на данный момент функционирует более 150 тыс. ед. оборудования в 64 городских агломерациях в 56 субъектах РФ, при этом видны осязаемые эффекты от внедрения ИТС: выросла интенсивность транспортного потока и минимизируются задержки в части грузоперевозок.

«Основная цель формирования рейтинга – создание единого информационного пространства, в котором каждый субъект Российской Федерации может получить данные об опыте реализации ИТС в других регионах и найти полезную информацию. По итогу проведенного анализа были выявлены слабые места некоторых подсистем. Также рейтинг показал отсутствие в ряде регионов информационных порталов, в которых была бы доступна информация об ИТС, а также невозможность передачи жителями регионов информации о функционировании данных систем. Можно сказать, что ИТС «находится в подполье», ведь для большинства жителей регионов это еще одна камера на перекрестке, хотя системы предназначены для улучшения качества жизни населения», – сказал эксперт.

При составлении рейтинга специалистами Ассоциации было определено шесть групп показателей: оснащенность периферийным оборудованием, развернутость подсистем ИТС на улично-дорожной сети, степень развития пассажирского транспорта, кадровая обеспеченность и экспертная оценка ИТС региона. Оценка уровня развертывания систем в регионах производилась по относительным показателям распространения различных их элементов на дорожной сети, а также по степени вовлеченности жителей региона в процесс функционирования ИТС. При этом, уровни зрелости в данном рейтинге не учитывались, т.к. в него включались как регионы, внедряющие ИТС в рамках федеральной программы, так и регионы, в них не попавшие.

Предложенная Ассоциацией методика может служить основой для разработки комплексной методики оценки эффективности ИТС в части формирования перечня относительных показателей.

В завершение мероприятия управляющий партнер ООО «Сибирские интеграционные системы» Денис Жирков представил доклад на тему: «Эталон: эффективное управление на основе данных. Доступные и дополнительные цифровые сервисы для оптимизации трудозатрат»: «ФГИС СКДФ является верхнеуровневой платформой, в то время как Эталон – система оперативного управления. Изменения происходят на ежедневной основе, опираясь на данные, предоставленные подрядчиками и заказчиками. Добавлю, что с прошлого года идет активная интеграция с СКДФ, а внедрение в Эталон ИИ позволило оперативнее выявлять риски в момент постановки задачи и своевременно предотвращать их».

Заданная тема круглого стола вызвала оживленную дискуссию и обмен мнениями. Участники пришли к ряду выводов: необходимость соблюдения, в первую очередь, интересов граждан, функционального административного взаимодействия, наличия результативных ИТС для управления тем или иным регионом, а также объективной оценки эффективности их внедрения.