На международной выставке «Дорога 2024» обсудили архитектуру современных МФЗ на автомобильных дорогах

15.10.2024

Сегодня, 15 октября, в рамках XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге прошла панельная дискуссия «Архитектура многофункциональных зон дорожного сервиса». На повестке обсуждения были вопросы размещения МФЗ вдоль федеральных автомобильных дорог, структура и наполнение многофункциональных зон и перспективы их дальнейшего развития до 2030 года.

Модератором дискуссии выступил начальник Управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства Александр Соколовский. В числе участников – представитель компаний-операторов объектов дорожного сервиса Лукойл, Газпромнефть, Новатэк, Ростелеком, Ирбис, Атан, Баранка, Помпончик, 3А Отели и других.

В своем приветственном слове Александр Соколовский обратил внимание аудитории, что дорожный сервис с каждым годом увеличивает свое «представительство» на всей сети дорог нашей страны. И само по себе наличие таких объектов – весьма позитивный момент. Однако не менее важно, чтобы подобные ОДС соответствовали не только сегодняшним реалиям времени, но и точечным запросам пользователей дорог.

«На подведомственной Росавтодору федеральной дорожной сети находится 12,5 тыс. ОДС. Их специфику, набор предоставляемых услуг и ключевые точки дальнейшего роста мы тщательно проанализировали на площадке наших рабочих групп. Важно отметить, что из 12,5 тыс. объектов около 100 можно назвать полноценными МФЗ. При этом если рассматривать многофункциональные зоны как два и более объекта на единой локации (именно в такой трактовке оно сейчас рассматривается Правительством России для внесения изменений в законодательство), то тогда их общее число будет 1,8 тыс. И это количество, безусловно, не закрывает все текущие потребности пользователей дорог», – прокомментировал начальник профильного управления Росавтодора.

При этом спикер отдельно обратил внимание, что фундаментом дальнейшего развития МФЗ является эффективный «симбиоз» между представителями АЗС и остальными видами сервисов. Главное – учитывать интересы всех сторон данного процесса, активно тиражировать успешные практики и грамотно встраивать эту работу в индивидуальные концепции развития субъектов РФ.

Современными подходами к организации МФЗ поделились представители ряда топливно-энергетических компаний. По мнению спикеров, ключевая задача – это создание оптимального формата с учетом баланса экономической эффективности для компании и при этом удобства для клиентов. 

В числе наиболее востребованных в настоящий момент сервисов на площадках многофункциональных зон были упомянуты кафе с кухней (в том числе, учитывающей местный колорит) и большой зоной посадки, расширенные санитарные точки, зоны отдыха с детскими площадками и местами выгула домашних животных, магазины с расширенным ассортиментом товаров, аптеки, комнаты матери и ребенка.

Причем основными критериями создания по-настоящему эффективных и востребованных объектов сервиса являются, с одной стороны, правильный выбор локации и формата. Здесь подразумевается учет расстояния от ключевых городских агломераций и интенсивности транспортного потока, а также типа потребителя и специфических особенностей спроса. С другой стороны – правильный выбор материалов и оборудования, который бы соответствовали интенсивной эксплуатации и длительному сроку службы. 

В свою очередь Анастасия Козлова рассказала о концептуальных решениях в области создания МФЗ, которые реализует ГК «Автодор». В частности, речь зашла о формате работы «под ключ», когда одной структурой проводится и планирование территории, и привлечение инвесторов, и полное сопровождение проектирования и строительства самого объекта сервиса. При этом опорными точками целеполагания являются акцент на всесторонний комфорт пользователей, транслирование нового положительной опыта и физическое создание удобной среды.

Отдельным блоком обсуждения стали инструменты повышения безопасности на транспорте. Например, Юлия Манн акцентировала внимание на контроле состояния здоровья водителей. По её словам, это одна из наиболее злободневных проблем, непосредственно влияющих на аварийность.

Автоматизация процесса осмотра водителей в том числе путем установки соответствующих настольных или промышленных терминалов на МФЗ и не только поможет выправить текущую ситуацию, как отмечает спикер.

В ходе панельной дискуссии также затронули вопросы масштабирования данных и формирование умных транспортных систем, создание единой системы оповещения участников дорожного движения, доведение существующих объектов сервиса до формата полноценного МФЗ на примере объектов на федеральных трассах М-7 «Волга», а также формирование многофункциональных зон сервиса, где «ядром» выступает не АЗС, а точка питания.

СПРАВОЧНО:

Выставка «Дорога 2024» – крупнейшая в нашей стране отраслевая дискуссионная площадка, которая объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России: представителей органов власти, науки и бизнеса, производителей техники, материалов и оборудования, ключевых экспертов дорожного хозяйства.

В этом году выставка проводится с 15 по 17 октября в Свердловской области на площадке МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Среди ключевых тем дискуссий – внедрение технологий информационного моделирования, перспективы развития многофункциональных зон дорожного сервиса, эффективные решения при строительстве дорог и искусственных сооружений, предварительные итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и ход формирования нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», повышение безопасности дорожного движения.