Комплексный подход и инновации: в Минеральных Водах на выставке «Дорога 2025» рассмотрели нюансы зимнего содержания автодорог в городских агломерациях
22 октября, во второй день деловой программы XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025», которая проходит в Ставропольском крае под эгидой Росавтодора и Министерства транспорта РФ, состоялась конференция Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта по одному из самых актуальных сезонных вопросов для представителей отрасли.
Как отметил, приветствуя участников встречи, заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Сергей Чебаков, зимний период – наиболее ответственный с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
«Необходимо обеспечить сохранность конструктивных элементов автомобильных дорог, также необходимо выдерживать экологические требования. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, надо все время думать над инновациями в данной сфере, над новыми технологиями, и как раз эти актуальные темы мы обсуждаем сегодня», – подытожил спикер.
Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко также подчеркнул актуальность встречи, поскольку сейчас институт занимаемся выработкой нормативов, в том числе, по аспектам зимнего содержания автодорог. Такие процессы всегда вызывают дискуссии в отраслевом сообществе, и потому открытое обсуждение возникающих вопросов очень полезно.
Сегодня активно идет цифровизация отрасли, многие процессы автоматизированы, а регионы постепенно переходят на новые методы управления дорогой в зимний период и новые способы борьбы с гололедом. Один из трендов – переход на хлориды, что, согласно озвученным данным исследователей, может быть более эффективно и экологично, особенно для северных регионов, но требует взвешенного подхода.
Выступления спикеров были посвящены самым острым вопросам зимнего содержания автодорог – от составов противогололедных смесей до способов повысить эффективность труда механизаторов и дорожных рабочих, задействованных в расчистке и обработке дорог и тротуаров. Но больше всего дискуссий вызвали выступления, представлявшие комплексный подход к содержанию дорожной сети агломераций в зимний период.
Так, участников конференции заинтересовал опыт разработки проектов содержания улично-дорожной сети городов, представленный заместителем генерального директора – руководителем дорожно-мостового департамента Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО «НИПИ ТРТИ») из Санкт-Петербурга Руслана Блязикова. Этот подход учитывает в комплексе технические особенности сети дорог (разнообразие покрытий и поперечных профилей, насыщенность дорожными элементами, систему водоотвода, ограничение пространства), эксплуатационные особенности (интенсивность транспортного потока и наличие парковок), а также местные стандарты, санитарные и экологические нормы городов.
Докладчик также обратил внимание на комплексное планирование работ по содержанию автодорог в краткосрочной и долгосрочной перспективах с учетом множества факторов. Этот принцип сейчас реализуют в северной столице.
А начальник отдела содержания и благоустройства Комитета внешнего благоустройства ИКОМ г. Казани Артем Смирнов представил целый комплекс разноплановых мероприятий, которые проводятся в городе для оптимизации и улучшения работы дорожных служб. В частности, в рамках задачи по переосмыслению подхода к зимнему содержанию городских дорог, были определены «болевые точки», ликвидация которых позволит сделать работу более эффективной: это и соцпрограммы для привлечения молодежи, и повышение квалификации специалистов, задействованных в зимнем содержании, и как следствие – оптимизация организационных процессов, сокращение времени на подготовительные мероприятия, повышение эффективности использования противогололедных материалов, расширение возможностей по утилизации снега, снятие ограничений дорожной инфраструктуры (перенос знаков, урн и других объектов, мешающих работе по очистке тротуаров, на «зеленые островки» и клумбы).
Спикера пригласили повторно принять участие в ежегодной выставке «Дорога», чтобы поделиться результатами проводимой сегодня работы.
В завершение конференции заместитель генерального директора Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Павел Криушин обратил внимание участников, что несколько важнейших аспектов непосредственно влияют на качество зимних работ на дорогах: это привлечение и подготовка кадров, внимательный подход к составу используемых материалов и подготовка зимней техники. Но в итоге ответственность и заинтересованность людей в эффективности работы больше всего сказывается на качестве зимнего содержания дорог и, как следствие, – на безопасность и комфорт граждан.
СПРАВОЧНО
XII Международная специализированная выставка «Дорога 2025» проходит с 21 по 23 октября на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО».
По традиции организатором выступает Федеральное дорожное агентство при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.
«Дорога 2025» вновь объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России: представителей органов власти, науки и бизнеса, производителей техники, материалов и оборудования, а также ключевых экспертов дорожного хозяйства.
По данным на 22.10.2025, на выставку «Дорога 2025» зарегистрировано более 3,5 тыс. участников и экспонентов.