В России стало меньше ДТП на платных дорогах: что помогло?

22.10.2025
В ГК «Автодор» рассказали о комплексе проведенных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и обозначили ключевые задачи в области снижения аварийности на скоростных автомобильных дорогах.

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко подробно рассказал о комплексе мер, направленных на снижение аварийности на скоростных автомобильных дорогах. Этот и другие вопросы поднимались в панельной дискуссии «Стратегические подходы к обеспечению безопасности дорожного движения» в рамках международной специализированной выставки «Дорога 2025».

По словам Вячеслава Петушенко, повышение уровня безопасности движения — это задача, требующая комплексного системного подхода, который объединяет инженерные решения, цифровые технологии, а также профилактические меры.

Сегодня в доверительном управлении «Автодора» находится больше 5,4 тыс. км автомобильных дорог. И несмотря на рост дорожной сети с 2023 года более чем на 1100 км, за счет комплекса инженерных и организационных мероприятий удалось добиться снижения аварийности. Так, за 9 месяцев 2025 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, число ДТП сократилось на 13,4%, а количество погибших в них — на 21,6%.

Вячеслав Петушенко подчеркнул, для продолжения эффективной работы в этом направлении, по сохранению тенденции, необходимо менять представление об обеспечении безопасности на дорогах и отрабатывать новые методики. Отмечается, что с прошлого года на скоростных дорогах госкомпании внедрили ряд инноваций, в числе которых:

— дорожная разметка типа «держи дистанцию»
музыкальная разметка
— энергопоглощающее барьерное ограждение
— др. инновационные решения

И большая работа была проведена в части внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением; в настоящее время при помощи электронных табло производится оперативное информирование водителей о тех или иных изменениях дорожной ситуации, о необходимости скорректировать скоростной режим.

Председатель правления ГК «Автодор» заявил и о необходимости принятия административного решения: приоритетными необходимо сделать те дорожные знаки, которые размещаются на табло переменной информации, а не стационарные дорожные знаки (!).

В этом году на сети дорог «Автодора» установили в общей сложности 33,2 км осевого и бокового барьерного ограждения, больше 700 дорожных знаков и 8,4 км перильного и сетчатого пешеходного ограждения, а также:

— более 1,2 тыс. сигнальных столбиков
— 12 пешеходных и транспортных светофорных объектов
— 48 км элементов освещения
— и др.

Отдельно отмечается, что действенный эффект в части профилактики дорожно-транспортных происшествий дают шумовые полосы, которые устраиваются методом фрезерования. Только за 2025 год их нанесли больше 1000 км. В данном случае вибрация и звук при наезде на полосу не дают съехать с дороги, заставляя водителя сосредоточиться.

Вдобавок, активно внедряют новшества и в сфере оперативного оповещения пользователей в случае превышений допустимой скорости движения. Пилотный проект реализовали на участке с 655 по 657 км трассы М-4 «Дон» в Воронежской области (это обход Лосева и Павловска). Здесь с помощью камер выявляют превышение скорости у транспортного средства, а сведения о нарушении автоматически выводятся на табло переменной информации АСУДД. Данный превентивный механизм, как утверждается, должен помочь в «дисциплинировании водителей». Это решение, кстати, масштабировано на еще 5 участков автомобильных дорог М-12 «Восток», А-113 ЦКАД, а также М-4 «Дон» (Обход Аксая).

Кроме этого, Вячеслав Петушенко рассказал о работе службы аварийных комиссаров: последняя призвана решать нештатные ситуации, возникающие у автомобилистов, и, в целом, способствовать повышению безопасности движения на автомагистралях.

Если количество таких экипажей в 2023 году было на уровне 128, то в текущем году их число увеличилось до 151, а для повышения дисциплины сотрудников, для фиксации нарушений, связанных с движением по обочине, скоростным режимом и закрытыми или нечитаемыми номерами в тестовом режиме на машины аварийных комиссаров устанавливаются видеокамеры.

Например, такой комплекс появился на автомобилях экипажей, которые закреплены на участках трассы М-11 «Нева» (Тверская и Новгородская области). Плюс, в ближайшее время комплекс обещают установить на автомобилях аварийных комиссаров в Нижегородской области (скоростная автотрасса М-12 «Восток) и в Ростовской области (М-4 «Дон»).

Первоисточник: 5koleso.ru