Инфраструктура как драйвер трафика

29.11.2025

Российские платные магистрали демонстрируют уверенный рост трафика, при этом количественные показатели все чаще подкрепляются качественным преобразованием самой инфраструктуры. Комфорт и безопасность становятся не менее важными, чем скорость. Ключевую роль в этой трансформации играет развитие многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса, превращающихся из стандартных «заправок-на-поесть» в центры притяжения и точки регионального роста.

Новая логика

Динамика проездов по скоростным дорогам госкомпании «Автодор» свидетельствует о растущем доверии пользователей. В январе госкорпорация сообщала, что по итогам 2024 года общее количество проездов превысило 379 млн, что на 33% больше результата 2023 года. Этот скачок закономерно связывают с масштабными инфраструктурными проектами — запуском движения по всей протяженности М-12 «Восток» от Москвы до Казани и открытием обхода Твери на М-11 «Нева», который сделал бесшовным проезд между Москвой и Санкт-Петербургом.

Данные за летний сезон 2025 года показывают незначительный прирост (137,04 млн проездов против 135,5 млн годом ранее). В этой ситуации именно уровень дорожного сервиса становится новым конкурентным преимуществом и фактором, влияющим на выбор водителей.

«При формировании сети многофункциональных зон дорожного сервиса на скоростных трассах "Автодора" учитываются потребности и предпочтения автомобилистов. Такой подход позволяет постоянно расширять перечень услуг, обеспечивая комфорт и безопасность»,— отметил заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов «Автодора» Константин Макиев в ходе панельной дискуссии «МФЗ в цифре» на выставке «Дорога 2025».

Архитектура гостеприимства

В госкомпании заявляют, что формирование современной и технологичной сети МФЗ — сегодня одна из стратегических задач. На сети уже работает около 120 таких зон, из которых 48 — нового формата, а еще 16 находятся на стадии реализации. Речь идет о принципиально ином подходе к организации пространства. Сформированный единый стандарт включает разделение потоков легкового, грузового и общественного транспорта, создание безопасного пешеходного ядра и новые принципы благоустройства.

«Это уже не просто заправки, а настоящие сервисные хабы с ресторанами, парковками на сотню мест, детскими и спортивными площадками, душевыми. Автомобилист может одновременно заправиться на одной из 24 колонок, перекусить в ресторане и дать детям размяться — все за 15–20 минут»,— отмечает Алексей Иванов, владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс».

Иллюстрацией служит новая АЗС ЛУКОЙЛа на трассе М-11 «Нева», открытая в преддверии ноябрьских праздников. Это не просто здание, а архитектурный объект с панорамным остеклением и продуманной внутренней логистикой. Площадь его составляет около 1,5 тыс. кв. м, внутри разместились просторный торговый зал, аптека, кафе, душевые, комната матери и ребенка, зоны отдыха и рекреации. Прилегающая территория благоустроена: здесь есть детские и спортивные площадки, беседки, место для выгула питомцев. Продумана и парковочная инфраструктура — от мест для легковых и грузовых автомобилей до специализированных парковок для мотоциклистов.

Также примером является заправка на М-11 в Тверской области аналогичной площадью. «Подобные объекты кардинально меняют представление об отдыхе в пути, предлагая путешественникам весь необходимый комплекс услуг в одном месте»,— уверены в «Автодоре».

АЗС как хаб сервиса

Развитие МФЗ тесно связано с модернизацией автозаправочной инфраструктуры. На трассе М-11 «Нева» расположены автозаправки крупных сетей, а также есть АГЗС и другие сервисы. Непосредственно ЛУКОЙЛ ставил для себя цель сформировать цельный транспортный коридор АЗС нового формата на данной трассе, отмечает Алексей Иванов. Проект, который реализовывался с 2019 года, включает десять современных комплексов, расположенных практически по всему пути следования из Москвы в Санкт-Петербург.

Новая АЗС на трассе М-11 стала завершающим объектом компании. Здесь установлено восемь топливораздаточных колонок напорного типа (восьмипистолетные, четырехсортовые) и две скоростных топливораздаточных колонки для дизельного топлива напорного типа (двухпистолетные, два сателлита) для заправки большегрузного транспорта. На АЗС можно заправиться четырьмя видами топлива, подчеркнули в компании.

Комплекс возведен на территории 3,4 га. Центральной частью концепции является двухэтажное единое сервисное здание площадью 1,2 тыс. кв. м с рестораном LukCafe с авторской кухней, увеличенным количеством посадочных мест, просторной террасой и летним кафе. Здание МФЗ также включает в себя комнату матери и ребенка, мужские и женские санузлы и душевую комнату. АЗС оборудована зоной Wi-Fi. В проекте реализована программа «Доступная среда» для посетителей с ограниченными физическими возможностями: оборудованы бесступенчатый вход на АЗС, расширенные проходы, санузел для маломобильных групп населения.

«Конкуренция есть, но пока она скорее за качество и удобство, чем за количество точек. Расстояние между МФЗ в среднем составляет 55 км — это оптимальный интервал, чтобы водитель мог спланировать остановку, но при этом не переплачивать за избыточную инфраструктуру»,— добавляет Алексей Иванов.

Социально-экономический эффект

Новые заправки перестали быть изолированными островками на магистрали. Стратегия «Автодора» предполагает их размещение в доступности от региональных дорог и населенных пунктов. Это кардинально меняет их роль в экономике прилегающих территорий.

«МФЗ открывают новые возможности для развития регионального бизнеса. Их важно рассматривать не только как объект придорожного сервиса, но и как точку регионального роста и точку взаимодействия с людьми»,— заявляла представитель госкомпании Анастасия Козлова в рамках выставки «Дороги 2024».

Придорожный бизнес стимулирует предпринимательскую активность, создаются новые рабочие места для местных жителей, АЗС становятся центрами предоставления услуг для жителей окрестных населенных пунктов. В перспективе они могут стать узлами для организации автобусного сообщения между крупными городами и малыми поселениями. Кроме того, как подчеркивают в «Автодоре», «многофункциональность» автозаправок предполагает возможность размещать туристические информационные центры, выставочные пространства и мини-музеи, знакомящие путешественников с историческим и культурным богатством регионов.

Уже сегодня на АЗС, расположенных на пересечении туристических маршрутов, строятся не только кафе, но и мотели, кемпинги, а с прошлого года начали открываться и полноценные гостиницы. Два таких отеля на М-11 и М-12 уже принимают гостей. Это свидетельствует о том, что дорожная инфраструктура России уверенно движется в сторону комплексного сервиса, где каждая поездка — это не просто километры, а комфортное и насыщенное впечатлениями путешествие.

Первоисточник: Коммерсантъ