В Минеральных Водах прошла ХII Международная специализированная выставка «Дорога 2025».
В этом году крупнейшее отраслевое событие — ХII Международная специализированная выставка «Дорога 2025» — состоялось в Ставропольском крае. С 21 по 23 октября на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО» собрались более трех тысяч профессионалов дорожного хозяйства, чтобы обсудить вопросы повышения качества, долговечности и безопасности автомобильных дорог, изучить перспективные технологии и материалы, новые возможности отечественной специализированной техники, а также тему подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли.
Как указал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, именно площадка выставки «Дорога 2025» призвана дать импульс новым решениям в части развития потенциала научной мысли ради технологической независимости, совершенствования эффективных инструментов и воплощения перспективных идей, а также обеспечения высочайшего уровня безопасности.
«Безопасная и технологичная дорожная сеть — это основа экономического суверенитета, социального благополучия и территориальной целостности нашей страны. Уверен, что представленные на выставке передовые разработки, материалы и оборудование станут прочной основой для реализации национальных проектов и программ развития транспортной инфраструктуры», — отметил в приветствии участникам мероприятия заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки Максим Владимиров.
Заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин, выступая на пленарном заседании, подчеркнул, что дорожной отрасли предстоит сместить фокус с нового строительства и сконцентрировать усилия на увеличении пропускной способности существующей сети и совершенствовании местных дорог опорных населенных пунктов в рамках национального проекта. При этом особое значение приобретут долгосрочные программы закупки строительных материалов и техники с зафиксированной стоимостью, удешевление проектов без потери качественных характеристик обновляемых участков и рост производительности труда. Для последнего предлагается систематически повышать уровень квалификации всех, кто работает в отрасли. Каждый из перечисленных пунктов получил подтверждение в программе выставки «Дорога 2025».
Совершенствование существующей сети
Первый день работы мероприятия начался на трассе Р‑217 «Кавказ», где был дан старт капитальному ремонту на одном из самых загруженных участков главной транспортной артерии Северного Кавказа. Дорога связывает Невинномысск, Кавказские Минеральные Воды и Восток края со Ставрополем, а в более глобальном масштабе соединяет регионы Юга России и является частью крупнейшего логистического коридора «Север — Юг». Десятикилометровый отрезок на подъезде к Ставрополю имеет множество примыканий, и зачастую водители подвергают свою жизнь опасности, пересекая полосы движения. Благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» капитальный ремонт позволит ликвидировать очаг аварийности и сделать еще один шаг к снижению смертности на федеральных трассах России.
Так, сначала специалисты устроят земляное полотно в местах расширения, а затем приступят к устройству основания. Дорожное покрытие будет состоять из трех слоев асфальтобетона, где верхний — щебеночно-мастичный, обладающий повышенной устойчивостью к деформациям. На существующих полосах полностью переустроят дорожную одежду. Кроме того, дорожники отремонтируют 15 пересечений и примыканий с другими дорогами, устроят переходно-скоростные полосы, укрепят обочины, заменят и удлинят 9 водопропускных труб, а чтобы полностью исключить риск лобовых столкновений, на всем протяжении участка установят разделительное барьерное ограждение, линии электроосвещения, нанесут устойчивую к истиранию термопластиковую разметку. Также появятся четыре новые остановки для общественного транспорта с автопавильонами и комфортными зонами посадки в хуторах Темнореченский и Польский. Весь комплекс работ планируется завершить в 2027 году.
«Это важнейший участок Ставропольского края. Давно мечтали, чтобы и этот кусочек был сделан так, чтобы все, кто приезжает на курорты Северного Кавказа, имели возможность доехать быстро и безопасно. Вроде бы участок небольшой — 10 километров, — но существенно влиял на общую обстановку, — заявил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников. — Таких участков у нас в стране довольно-таки много, и нам предстоит огромнейшая работа вместе с Росавтодором, Министерством транспорта и Министерством строительства, чтобы максимально по всей линейке автомобильных дорог обеспечить безопасность на самом высочайшем уровне».
Помимо безопасности, жители и гости Ставропольского края получат возможность приезжать в Минводы из Ставрополя как минимум на полчаса раньше. «И спасибо за это решение! — выразил благодарность специалистам дорожного дела губернатор региона Владимир Владимиров, отмечая существенные шаги в развитии отрасли, результаты которых представлены на выставке «Дорога 2025». — Наша страна уже 11-й год живет в режиме санкций, и 12 лет назад мы не могли предполагать, что у нас будет каток на 80% локализован, что дети чаще будут выбирать профессию дорожника. Хочу пожелать, чтобы творческая мысль кипела всегда».
Также в дни проведения выставки глава региона открыл движение на 6-километровом участке дороги Георгиевск — Новопавловск, соединяющей Ставрополье с Кабардино-Балкарской Республикой и другими регионами. Интенсивность движения по трассе превышает 10 тысяч автомобилей в сутки, что потребовало увеличения пропускной способности и повышения уровня безопасности. Благодаря реконструкции отрезок расширили до четырех полос и создали полный комплекс современной дорожной инфраструктуры — примыкания, водопропускные трубы, системы безопасности и разметку.
Отметим, что за последние годы бюджет дорожного фонда Ставропольского края существенно увеличился — с 8 до 23,3 миллиарда рублей. Это позволило привести в порядок межпоселенческие артерии и сосредоточить усилия на внутрипоселковых сетях, которые сегодня получают всю необходимую инфраструктуру: тротуары, барьерные ограждения и системы освещения.
Экспериментально и расчетно доказано, что каждый из этих элементов эффективно выполняет свою базовую функцию — привлекает внимание и повышает дисциплину на дороге. «Все наши продукты — это система пассивной безопасности, каждый из которых успешно выполняет поставленные задачи, позволяющие снизить тяжесть повреждения человека, включая полный уход от смертности, — говорит руководитель ГК «Точинвест» Илья Болотов. — Когда мы видим информационный щит, знак или более серьезные конструкции, обеспечивающие безопасность, то естественным образом притормаживаем, повышаем внимание и концентрацию при входе в маневр. Эффективность такого воздействия на поведение водителя хорошо видна на примере Северного обхода Рязани — города, где сосредоточены основные производственные мощности нашей компании. Северный окружной обход имеет сложный рельеф с перепадом высот на повороте. До установки разделительного барьерного ограждения на данном участке было большое количество аварий с летальным исходом, потому что происходил выезд на встречную полосу. И установка даже самых простых наших ограждений тросового типа для разделения потоков привела к сокращению числа аварий в принципе».
По пути технологического суверенитета
Особое место на выставке «Дорога 2025» заняли достижения отечественной инженерной школы в части создания современной техники. Большой интерес гостей вызвали дорожные машины, приспособленные для работы в различных климатических зонах, включая низкотемпературные регионы, что особенно актуально для Российской Федерации.
Но центральным событием стала демонстрация работы роботизированных катков и асфальтоукладчика отечественного производства. Прямо на уличной экспозиции выставочного центра «МинводыЭКСПО» высокоавтоматизированные машины выполнили укладку верхних слоев асфальта без водителя. Новацию оценили заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Андрей Никитин, глава Росавтодора Роман Новиков, генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Баканов и все участники выставки «Дорога 2025».
Тренд на цифровизацию постепенно охватывает все виды дорожной и специализированной техники. Так, группа компаний «СДТ» представила на выставке лабораторию пятого поколения, оснащенную всеми современными измерительными системами для выполнения и полного комплекса работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог, в том числе с прицепной установкой для измерения сцепных качеств покрытия. При помощи нейросетей и искусственного интеллекта машина изучает состояние дорожных одежд и выявляет дефекты в автоматическом режиме. Представлена и одна из новых систем учета и определения освещенности. Говоря о дальнейших разработках, заместитель председателя совета директоров по коммерческой работе ГК «СДТ» Андрей Якунин отметил, что сейчас идет работа над модернизацией систем измерения колейности: «Теперь вместо трех используем два высокоскоростных лазерных профилометра. Это позволило повысить точность измерения и увеличить полосу захвата измерений. И конечно, дальше будем продолжать внедрение искусственного интеллекта во все остальные системы. Надеемся, что в ближайшее время лаборатория практически без участия человека будет выдавать большинство уже обработанных значений для дальнейшего использования в отчетных документах».
Цифровизация просит оценку
Одновременно с этим участники выставки получили возможность во всех деталях изучить современные разработки в части организации интеллектуальных транспортных систем. В эпоху умных городов и цифровой трансформации российские дороги постепенно превращаются в цифровые магистрали. В результате ИТС перешла из категории технологий будущего в насущную необходимость, и центры управления потоками участников дорожного движения начали работу во всех регионах Российской Федерации. Специально к выставке «Дорога 2025» Ассоциация «Цифровая эра транспорта» составила Рейтинг регионов, положив в его основу оценку уровня цифровой зрелости и характеристики построенных систем. Список возглавили Пермский край, Республика Бурятия, Ярославская и Ульяновская области. Пятерку лучших замкнул Санкт-Петербург. За ним следуют Саратовская, Рязанская области, Республика Татарстан, Белгородская и Орловская области.
А в рамках деловой программы развернулась широкая дискуссия о том, что следует считать мерой эффективности ИТС. Участники одной из сессий выразили мнение, что сегодня наступил момент, когда необходимо доказать полезность таких систем в понятных каждому показателях. В качестве вариантов предлагается экономия денег, топлива или времени. При этом важно, что результатом эффективной работы ИТС должно стать не ускорение как таковое, а прибытие транспорта в намеченную точку вовремя. Также ИТС как система сбора больших данных может дать ответ на вопрос, какая инфраструктура необходима для обустройства и развития территорий городских агломераций. По такому принципу уже используется информация, собираемая системой «Платон», когда программа подсказывает места для расширения существующих трасс или строительства дополнительных искусственных сооружений.
Материалы для долговечности
Создание высококачественной дорожной инфраструктуры требует использования современных материалов. На выставочной экспозиции участники ознакомились с удобными и экономичными в своем применении добавками, основу которых составляют полимеры, предотвращающие образование колейности и других дефектов дорожного покрытия. Например, на стенде компании «Селена» были представлены инновационные адгезионные добавки к нефтяным дорожным битумам, добавки для производства теплых асфальтобетонов, эмульгаторы для битумных эмульсий, стабилизаторы, модификаторы и пластификаторы, восстанавливающие добавки для регенерации и производства холодного асфальта, пропитки дорожных покрытий и многое другое.
Отдельное внимание специалисты дорожного дела уделили материалам и технологиям, применяемым для строительства и ремонта мостовых сооружений. Во время официального обхода выставки производители продемонстрировали инновационный материал — сверхпрочный фибробетон (СПФБ) Цементаль, позволяющий вдвое увеличить прочность плиты проезжей части. В частности, он выполняет функции выравнивающего слоя, при необходимости обеспечивает усиление конструкции, обладает повышенными гидроизоляционными свойствами и укладывается бесшовно за один раз. «Представляете, у вас под асфальтом слой прочностью Б‑150, абсолютно непроницаемый и со сроком службы не менее 150 лет. На базе проведенных испытаний мы можем это доказать. И что самое важное — не приводит к удорожанию», — говорит представитель производителя. В следующем году начнется тестирование данного материала при работах на четырехполосном искусственном сооружении в Республике Удмуртия. Позднее для полноты исследования его применят также на других объектах Федерального дорожного агентства в разных климатических зонах.
Удостоился внимания и вибролитой асфальтобетон для мостовых сооружений, вошедший в официальный Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ), который ведет ФАУ «РОСДОРНИИ». Этот водонепроницаемый материал можно доставлять на объект обычными самосвалами и укладывать асфальтоукладчиками. Смесь уже испытали при возведении нескольких искусственных сооружений, расположенных от Амура до Астрахани.
Также образцы техники представил надежный партнер бренда Wirtgen Group — компания «Классик Казань». Организация базируется в столице Татарстана и располагает техникой в наличии, собственным складом запасных частей, а также предлагает услуги сервисной бригады с возможностью выезда.
Подрастающее поколение
В этом году участие в выставке «Дорога» принимали не только опытные профессионалы дорожного дела, но и подрастающее поколение. Школьники изучали правила дорожного движения, а для студентов Академии дорожного хозяйства организаторы разработали специальную программу. Ребята участвовали в викторинах и квестах, знакомились с инновационными подходами, новинками дорожно-строительной и специализированной техники. Но самое главное — получили возможность пообщаться с признанными мастерами дорожного дела.
Напомним, именно на выставке «Дорога» в 2022 году было принято решение о трансформации дорожного образования. Сегодня отраслевой учебно-методический центр при Российском университете транспорта — Академия дорожного хозяйства — разрабатывает образовательные программы для подготовки кадров, важной особенностью которых является передача бесценного опыта профессиональных дорожников. Например, одним из преподавателей является главный инженер Крымского моста, который ранее также контролировал качество строительства еще одного знакового объекта — моста на остров Русский в Приморском крае.
Следующим этапом развития отраслевого образования стал запуск Всероссийского проекта «Дорожный класс». Такие уже начали работу в трех регионах страны: Белгородской и Иркутской областях, а также в Ставропольском крае.
Также в рамках выставки состоялась церемония награждения отличившихся работников дорожного хозяйства. В числе врученных государственных и ведомственных наград — почетные грамоты и благодарности Президента Российской Федерации, благодарность Правительства Российской Федерации, благодарственные письма председателя Правительства Российской Федерации, медали Петра Губонина, медаль «За безупречный труд и отличие» III степени, медали «За строительство транспортных объектов», медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали», медаль «За безупречный труд и усердие» III степени, нагрудные знаки «Почетный дорожник России», нагрудный знак «Почетный транспортный строитель», благодарности министра транспорта Российской Федерации, а также медали «За доблестный труд» III степени, нагрудные знаки «За отличие в службе ГИБДД» II степени, почетные грамоты и благодарности ГУОБДД МВД России, почетные грамоты и благодарность ГК «Российские автомобильные дороги», почетные грамоты Думы Ставропольского края. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков отметил усердный труд и слаженную работу всех отраслевых специалистов, а также пожелал дальнейших успехов в профессиональной деятельности.
Светлана Лянгасова