Спецтехника на «удаленке»

31.10.2025

Профессионалы дорожного дела совместно с представителями научного сообщества и машиностроителями завершили создание высокоавтоматизированных катков, асфальтоукладчиков и бульдозеров. Работу первых отечественных строительных машин без водителей продемонстрировали на выставке «Дорога 2025».

В январе 2025 года на конференции «Дорожное строительство в России» руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков поставил амбициозную задачу – подойти к беспилотному управлению дорожными машинами при производстве работ. С важным условием: роботизированная техника должна быть отечественной.

Результаты большой работы продемонстрировали 23 октября 2025 года в рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога», проходившей в городе Минеральные Воды Ставропольского края. Прямо возле выставочного центра «Минводы Экспо» асфальтоукладчик и два катка в беспилотном режиме выполнили работы по укладке верхних слоев асфальта. С трибун за процессом внимательно следили заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин, представители федеральных структур Минтранса и Минстроя, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, глава Росавтодора Роман Новиков, руководители подведомственных учреждений, генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Баканов и руководитель компании «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, а также все участники «Дороги 2025».

Сначала перед зрителями самосвал выгрузил асфальтобетонную смесь в отечественный асфальтоукладчик «Десна 2100», который в автоматическом режиме распределил ее по отрезку дороги длиной 60 метров. Затем на демонстрационный участок в соответствии с технологическим циклом вышел первый 7-тонный каток «Раскат». Он провел предварительное вибрационное уплотнение асфальтобетона, после чего второй каток весом 11 тонн в автоматизированном режиме завершил процесс укладки. Работу машин между собой синхронизировал комплекс «Прометей», а точность их перемещения на полигоне обеспечивала система «Филин».

Отметим, что новая техника может выполнять задачи практически непрерывно, в том числе ночью. Благодаря «Прометею» оператор имеет возможность управлять катком дистанционно или запрограммировать его для автономной работы. За счет высокой точности позиционирования системы «Филин» (до двух сантиметров) дорожные работы выполняются с минимальными отклонениями, что обеспечивает высокое качество дорожного покрытия и снижает затраты.

Во второй части мероприятия разработчики продемонстрировали дистанционную укладку нижнего слоя дорожного полотна также с помощью технических средств исключительно российского производства. Так, в режиме удаленного управления был использован бульдозер производства «ДСТ-Урал». Оператор, сидя в кресле на динамической платформе, с легкостью управлял техникой, находящейся за несколько тысяч километров – на специализированном полигоне в Челябинской области. Видео с камер передавалось в очки виртуальной реальности. Также оператор видел приборную панель, цифровую модель местности с моделью управляемой машины для лучшего ориентирования на рабочей площадке.

В качестве оператора выступил Юрий Осолодков – кавалер ордена Мужества, ветеран СВО, получивший в боях тяжелое ранение в ногу, восстановившийся и вернувшийся к работе. Полученные им травмы обычно несовместимы с профессией бульдозериста в привычном виде, однако технологии удаленного и роботизированного управления спецтехникой позволяют маломобильным людям вернуться в профессию.

Отметим, что удаленное роботизированное управление спецтехникой – та технология, которая позволит оператору контролировать работу машин на расстоянии с использованием беспроводных каналов связи. Имеется возможность управления техникой как находясь в локальной сети предприятия или на конкретной рабочей площадке, так и за несколько километров через глобальную сеть при обеспечении безопасности соединения.

«Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна наглядно доказывают, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом», – заявил Марат Хуснуллин.

Министр транспорта Российской Федерации Андрей Никитин в ходе выступления по видеосвязи подчеркнул, что сегодня происходит демонстрация не просто новой технологии, а ключевого элемента транспортной отрасли будущего. Повышение производительности труда будет достигнуто за счет того, что один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. В результате высокие технологии позволят строить больше при фактически тех же ресурсах.

Демонстрация укладки слоев асфальтобетонного покрытия стала ярким свидетельством того, что отрасль активно движется по пути цифровизации. «Наша общая цель очевидна – технологическое обновление дорожного хозяйства и повышение эффективности всей системы его работы. И нынешний амбициозный проект, безусловно, является важным шагом в этом направлении. Мы имеем дело не с исключительно техническими вопросами беспилотной укладки, а с созданием новой комплексной экосистемы, которая с учетом накопленного отраслевым профессиональным сообществом опыта нацелена на автоматизацию и платформизацию процессов во всех сферах дорожной деятельности, внедрение роботизированной дистанционно-управляемой дорожной техники, развитие отечественной инженерной школы. Гармоничное развитие данной системы подразумевает активное взаимодействие с отраслевыми вузами, дорожным сообществом, со специалистами IT-индустрии, машиностроителями, ведущими научными центрами и Российской академией наук», – отметил Роман Новиков.

С опорой на собственные решения

В разработке опытной дорожно-строительной бригады роботов российского производства в составе асфальтоукладчика и двух катков с автоматизированными системами управления приняли участие профильные ведомства, отраслевые ассоциации, научное сообщество и производители техники. ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с ассоциациями «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и «Цифровая Эра Транспорта» выступили в качестве проектного офиса. На базе Института была проведена масштабная научно-исследовательская работа, включающая в себя координацию по продвижению решений пилотного проекта и проработку вопросов оценки эффективности внедрения ВАДСТ в отрасли.

В течение трех месяцев испытания первых образцов высокоавтоматизированной беспилотной техники проходили на комплексном полигоне ЗАО ПКФ «РБДС» вблизи трассы М-1 «Беларусь». Отметим, что площадка создана специально для тестирования новых видов дорожно-строительной техники, оборудования и материалов, в том числе устройств и «софта» в сфере интеллектуальных транспортных систем, цифровых решений для отрасли и беспилотных технологий.

Под чутким руководством специалистов ФАУ «РОСДОРНИИ» технику оснастили комплексом специализированного оборудования: датчиками и детекторами для контроля температуры смеси в бункере, отечественным датчиком для мониторинга равномерности распределения смеси в шнеке, системой автоматического нивелирования для точного позиционирования по опорной плоскости, системой сбора телеметрии и прочими устройствами.

Программным обеспечением, гарантирующим автономность движения и точность позиционирования техники до двух сантиметров, занимался ВНИИ «Сигнал». В его основе заложена математика, обеспечивающая движение по заданной траектории в соответствии с технологической картой. В программной части реализованы сценарии укладки с конкретными параметрами: захваткой, перемещением и геометрией, которые должны соблюдаться по технологии. Подготовительный этап работ также включал в себя создание цифровой модели участка.

Говоря о качестве проведенной укладки, заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев отметил: «Одним из ключевых критериев для нас является плотность уложенной асфальтобетонной смеси. На следующих этапах пилотного проекта мы ставим перед собой задачу по разработке отечественной системы ее потокового определения, что позволит контролировать этот параметр в режиме реального времени и передавать эти данные на верхнеуровневую платформу».

Также автономную дорожно-строительную технику будут обучать работе на участках со сложной геометрией.

На связи с космосом

Важно и то, что демонстрация отечественной беспилотной техники прошла в условиях фактического отсутствия мобильной связи. Для успешной работы машины были настроены на связь с космосом. Как пояснил присутствующим генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Баканов, одна из компаний в составе корпорации предоставляет сервисы, позволяющие потребителю определять свое местоположение с точностью до дециметров. Сегодня эти подходы востребованы в высокоточном строительстве, эксплуатации автомобильной техники и беспилотном транспорте.

«Точное позиционирование помогает технике работать в автоматическом режиме с минимальной погрешностью. Работаем в этом направлении совместно с «ГЛОНАСС», в том числе по беспилотной дорожно-строительной технике. Перспективным направлением являются полностью беспилотные комплексы, способные работать без участия человека на территориях, где отсутствует покрытие сотовой связью. Что сегодня нам очень эффективно было продемонстрировано», – акцентировал внимание Дмитрий Баканов.

Для двусторонней связи используются терминалы массой порядка 2,5 килограмма (скорость на приме 80 Мбит/сек, а на передачу – 5 Мбит/сек). Испытания технологии уже успешно прошли в МЧС и РЖД.

Ожидается, что расширить географию связи до каждого уголка страны позволит серийный запуск российских низкоорбитальных космических аппаратов одной из частных отечественных компаний. Первые шесть из них в качестве тестов уже находятся на орбите. Серийное развертывание группировки начнется в декабре 2025 – январе 2026 года.

Кроме того, специалисты создали отечественные решения для полноценной спутниковой связи в движении. На следующем этапе для обеспечения высокоточной навигации через спутник предстоит научиться доставлять корректирующую поправку роботам. Для этого предприятие, входящее в «Роскосмос», разработало математический аппарат для расчета такой корректировки высокоточной навигации и сейчас внедряет разработку в высокоточное позиционирование на технике сельского хозяйства.

По мнению председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко, применение результатов космической деятельности может открыть практически безграничные возможности для дорожной отрасли.

«На любой стадии жизненного цикла создания дороги нам «Роскосмос» в помощь. Понятно технико-экономическое обоснование, когда нужно выбрать вариант прохождения трассы, учесть геологические и климатические изменения. На стадии строительства можно, но дециметр нам пока не подходит, честно говоря. Если бы было не 8 сантиметров, а 8 миллиметров, то можно было бы привлекать «Роскосмос» при приемке работ. И, конечно, позиционирование пунктов взимания платы. Спутниковая связь как никакая другая может закрыть все вопросы, поскольку сегодня и сбоев, и недружественных актов достаточно много», – отметил руководитель.

Автоматизация грунтового катка

Параллельно над роботизацией дорожно-строительной техники работает еще одна группа, в состав которой входят специалисты компании «ГЛОНАСС» и подрядной организации «Нацпроектстрой».

Директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич подчеркивает, что специалисты компании уже семь лет занимаются автономной техникой в сельском хозяйстве: «В эту сферу роботизация пришла существенно раньше – порядка десяти лет назад мы стали видеть полуавтономную технику на полях. Почему же мы видим, что только сейчас в дорожное строительство начинают приходить эти технологии? Все дело в цене. Еще буквально три-четыре года назад они были запретительно дороги для применения в строительстве дорог. Сегодня мы с отраслевым партнером «Нацпроектстрой» завершили тестирование технологии полуавтономной строительной техники. Это так называемое автовождение или траекторное управление. Буквально на днях состоится подписание с «Нацпроектстроем» первого коммерческого контакта. Мы добежали до него всего за полгода, потому что наработки, которые имеются в сельхозтехнике, полностью применимы. И оказалось, что задачи даже проще, так как техника в дорожном строительстве двигается медленнее».

Для автоматизации был выбран грунтовый каток. Именно он сегодня выполняет примерно 85% строительных задач, тогда как остальные 15% приходятся на машину для укладки асфальта. На первом этапе специалисты создали полуавтономную машину. До конца года планируется создать полностью автономный образец, который сможет функционировать без участия человека.

Также над созданием роботизированной дорожно-строительной техники работают специалисты компании «Газпром – Битумные материалы». А компания «Мостовик» планирует использовать машины без водителей для работы по переработке щебня на одном из карьеров Донецкой Народной Республики и в течение года внедрить всю технологическую цепочку.

«Доклад на следующей выставке с оптимизацией стоимости куба щебня», – дал указание Роман Новиков.

Ключевыми приоритетами роботизации станут повышение производительности труда, оптимизация процессов на всех стадиях строительства и ремонта, сокращение производственного цикла, переход от долгих этапов к более быстрым, а также повышение рентабельности подрядных организаций за счет автоматизации, снижения издержек и повышения прозрачности дорожной деятельности.

Роботов защитят от угона

Создание высокоавтоматизированной спецтехники происходит фактически одновременно с разработкой мер по защите автоматизированных машин от угона и перепрошивки. Для этого по поручению Президента России Владимира Путина компания «ГЛОНАСС» совместно с Минтрансом создают единую систему идентификации роботов.

«Мы не только обеспечим прозрачность функционирования техники, но и впервые в стране начнем централизованно обеспечивать кибербезопасность, – обратил внимание Алексей Райкевич. – Представьте себе, что будет, если управление такой тяжелой техникой будет перехвачено злоумышленником или в результате неполадки будет утерян контроль за ней?»

Для предотвращения подобных случаев создается система, которая, применяя телеметрию с роботизированной техники, позволяет увидеть любые аномалии: по вмешательству в управление, перепрошивке техники, потере контроля за ней. Более того, власти получат возможность централизованно использовать функцию принудительной остановки, если техника используется злоумышленниками в преступных целях.

Новые компетенции

Важную роль в общем процессе технологического обновления играет Академия дорожного хозяйства, созданная при Российском университете транспорта (МИИТ). Представители учреждения изучали усовершенствованные машины еще в момент их тестирования на полигоне под Смоленском, чтобы оперативно заложить новые знания в образовательные программы. На следующем этапе специалистам предстоит разработать дополнительные профессиональные стандарты.

«Было бы ошибочно понимать, что искусственный интеллект и нейросеть заменят человека полностью в его деятельности, отберут работу у людей, как говорили про беспилотный транспорт. Конечно же, нет. Технологии должны стать нашим основным помощником. Кроме того, мы получаем новые возможности трудоустроить тех людей, которые по какому-то признаку потеряли полную трудовую способность, а запрос у них на дорожную деятельность имеется», – подчеркнул Роман Новиков.

Светлана Лянгасова

Первоисточник: Автомобильные дороги