Дистанционно тоже можно
На выставке «Дорога 2025» впервые продемонстрировали полностью беспилотную укладку асфальтобетонного покрытия отечественной техникой
ФОРУМ
Строить дороги, управляя техникой на расстоянии, – такую технологию опробовали на XII Международной специализированной выставке «Дорога 2025». Впервые в России были продемонстрированы возможности отечественной техники при дистанционной укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия.
В ходе демонстрационного мероприятия были представлены несколько технологических процессов, за которыми, безусловно, стоит будущее отрасли.
Сначала перед зрителями самосвал выгрузил асфальтобетонную смесь в отечественный асфальтоукладчик «Десна 2100», который автоматически распределил ее по участку дороги. Затем на демонстрационный участок в соответствии с технологическим циклом вышел первый 7–тонный каток «Раскат». Он провел предварительное вибрационное уплотнение асфальтобетона, после чего второй каток (11–тонный) в автоматизированном режиме завершил процесс укладки. Работу машин между собой синхронизировал комплекс «Прометей», а точность их перемещения на полигоне обеспечивала система «Филин».
Новая техника может выполнять задачи практически непрерывно, в том числе ночью. Благодаря «Прометею» оператор имеет возможность управлять катком дистанционно или запрограммировать его для автономной работы. Высокая точность позиционирования системы «Филин» (до 2 см) позволяет выполнить дорожные работы с минимальными отклонениями, что обеспечивает высокое качество дорожного покрытия и снижает затраты.
Отметим: чтобы воплотить в жизнь этот проект, взаимодействие техники отрабатывали на уникальном дорожно–строительном полигоне компании «РБДС» недалеко от Смоленска. Начальные этапы работ велись «вхолостую» на фрезере, а затем – на горячей асфальтобетонной смеси.
Во второй части мероприятия продемонстрировали дистанционную укладку нижнего слоя дорожного полотна также с помощью технических средств исключительно российского производства. Так, в режиме удаленного управления был использован бульдозер производства «ДСТ–Урал». В качестве его оператора выступил Юрий Осолодков – кавалер ордена Мужества, ветеран СВО, получивший в боях тяжелое ранение в ногу, восстановившийся и вернувшийся к работе.
Полученные им травмы, казалось, несовместимы с профессией бульдозериста в привычном для нас виде, однако технологии удаленного и роботизированного управления спецтехникой позволяют маломобильным людям вернуться в профессию.
Масштабное и технологически значимое мероприятие прошло под эгидой Федерального дорожного агентства (Росавтодора). В числе почетных гостей – заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Андрей Никитин (принял участие в режим видео–конференц–связи), руководитель Росавтодора Роман Новиков, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
По словам Марата Хуснуллина, ежегодная специализированная выставка «Дорога» остается центральной площадкой для демонстрации достижений, передовых технологий и обмена опытом в дорожной отрасли: экспозиция вновь впечатляет масштабом и разнообразием.
«Традиционно организаторы подготовили насыщенную выставочную экспозицию. Здесь представлены компании – лидеры дорожной отрасли, небольшие предприятия, стенды регионов. Это уникальная площадка для обмена опытом и презентации передовых технологий. Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна наглядно доказывают, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом», – сказал заместитель Председателя Правительства РФ.
Внедрение данных технологий проходило при участии Андрея Никитина. «Сегодня мы демонстрируем не просто новую технологию, а ключевой элемент будущего транспортной отрасли. Главный экономический эффект беспилотной укладки – это масштабируемость. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. Мы создаем высокотехнологичные рабочие места и сможем строить больше с теми же ресурсами. Крайне важно, что в основе этого прорыва лежит работа оте-
чественных ученых, инженеров и машиностроителей. Поддерживая их, мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России», – сказал глава Минтранса России.
В свою очередь Роман Новиков подчеркнул, что с 2000 года дорожная деятельность пережила поистине революционные преобразования, изменились подходы и методы работы. «Мы создали опорную сеть дорог, культивировали все лучшее, что есть в отрасли и регионах. Мы смогли активизировать все свои ресурсы, чтобы успешно выполнять национальные задачи, установленные Президентом РФ. Позвольте вспомнить одну детскую песню, которая начиналась словами «До чего дошел прогресс, до невиданных чудес». Сегодня здесь, в Ставропольском крае, мы повторяем концовку этой песни: «Вкалывают роботы, счастлив человек», – сказал он.
Губернатор региона Владимир Владимиров добавил, что беспилотные системы все глубже проникают в нашу жизнь: с их помощью опыляются поля, проводится мониторинг и защищается Родина. Эти технологии открывают новые возможности и для дорожного хозяйства.
В ходе демонстрации оператор, сидя в кресле на динамической платформе, с легкостью управлял техникой, находящейся за несколько тысяч километров – на специализированном полигоне в Челябинской области. Видео с камер передавалось в очки виртуальной реальности. Также оператор видел приборную панель, цифровую модель местности с моделью управляемой машины для лучшего ориентирования на рабочей площадке.
Удаленное роботизированное управление спецтехникой – та технология, которая позволит оператору контролировать работу машин на расстоянии с использованием беспроводных каналов связи. Имеется возможность управления техникой как находясь в локальной сети предприятия или на конкретной рабочей площадке, так и за несколько километров – через глобальную сеть при обеспечении безопасности соединения.
Можно сказать, что это прототип уникальной национальной платформы, которая станет основой «умных» строек по всей стране и будет способствовать дальнейшему повышению стандартов качества и эффективности в дорожном строительстве.
Выставка собрала профессионалов
Более 3 тыс. профессионалов из сферы дорожного хозяйства приняли участие в мероприятии. В течение трех дней специалисты обменивались мнениями по ключевым вопросам отрасли, участвовали в дискуссиях и вырабатывали значимые решения в рамках деловой программы.
В рамках мероприятия по традиции состоялся ввод в эксплуатацию ключевых участков транспортных магистралей сразу в шести субъектах страны: дан старт движению на двух капитально отремонтированных участках трассы Р–217 «Кавказ» в Республике Дагестан, реконструированном участке автодороги Р–504 «Колыма» в Республике Саха (Якутия), а также на капитально обновленном участке трассы А–114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р–21 «Кола» в Вологодской области. Кроме того, введены в эксплуатацию два искусственных сооружения, реализованных по национальному проекту «Инфраструктура для жизни», – путепровод через Транссибирскую железную дорогу в поселке Серышево Амурской области и реконструированный мостовой переход через реку Ик на автодороге Октябрьский – Уруссу в Республике Башкортостан. Открыто движению по капитально отремонтированному участку региональной автодороги 43 ОП РЗ 43А–15 Райгородка – Славяносербск – Михайловка в Луганской Народной Республике.
На выставке, кроме традиционного парада дорожной техники, в этом году была представлена уникальная экспозиция «Искусство пропаганды». Собранная на основе личной коллекции руководителя Госавтоинспекции МВД России (1990–2003), генерал–лейтенанта милиции в отставке Владимира Александровича Федорова выставка наглядно продемонстрировала невероятный исторический путь идей и разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые в итоге стали частью повседневной жизни людей.
На площадке выставки «Дорога 2025» также прошла презентация Всероссийского проекта «Дорожный класс», который предоставляет регионам возможность создавать профориентационные классы по направлению «Дорожная деятельность» в средних общеобразовательных учреждениях. Инициатива направлена на раннее формирование профессиональных навыков у школьников, что подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Игорь Костюченко, отметив важность развития будущих специалистов еще со школьной скамьи.
Показали
дорожный класс
Всероссийский проект «Дорожный класс» представили сегодня на полях XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» в Минеральных Водах. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных дорожных министерств и ведомств, образовательных учреждений и научного сообщества. В режиме видео–конференц–связи присоединились ученики и учителя из Иркутской и Белгородской областей, а также Ставропольского края – в этих субъектах такие классы уже открыты.
«Дорожный класс» – всероссийский проект, благодаря которому в регионах появляется возможность открывать профориентационные классы по направлению «Дорожная деятельность» в средних общеобразовательных учреждениях. По мнению заместителя министра транспорта РФ Игоря Костюченко, факторы, которые формируют настоящего профессионала, должны развиваться еще со школьной скамьи.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, старт проекта в масштабах страны – результат большого труда отраслевого сообщества, Академии дорожного хозяйства Российского университета транспорта (МИИТ), учебно–методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, созданного на базе РУТ (МИИТ).
«Проект «Дорожный класс» окажет положительное влияние на развитие самих регионов, потому что учебная программа четко ориентирована на региональные запросы. Я хочу поблагодарить губернаторов тех субъектов, которые откликнулись на нашу инициативу, став драйвером в развитии этого проекта», – отметил Роман Новиков.
Говоря об алгоритме реализации проекта в субъектах страны, проректор Российского университета транспорта, доцент кафедры «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Татьяна Марканич отметила, что любой регион может проявить инициативу и стать участником этого проекта. На сайте Федерального дорожного агентства есть специальный раздел, где можно получить всю информацию о проекте и подать заявку в упрощенной форме. После ее одобрения будет разработан эскизный проект брендированного кабинета, а Академия дорожного хозяйства окажет методическую помощь по составлению образовательного продукта с учетом пожеланий региона.
Недавно такой класс появился в Ставропольском крае, в МБОУ СОШ № 7 Железноводска. Глава региона Владимир Владимиров, обращаясь к будущим дорожникам, выразил уверенность, что получение профессиональных навыков в школьном возрасте позволит подготовить достойную смену тем специалистам, которые сегодня развивают дорожное дело в крае и стране. В свою очередь директор учебного заведения Светлана Кочкаева рассказала, что учебная программа построена с учетом приоритетных направлений развития дорожного хозяйства Ставропольского края. И это не только теоретические знания, но и практические навыки участия в реальных проектах с посещением объектов дорожных работ.
В Белгородской области пилотными площадками проекта стали сразу два образовательных учреждения: школа № 48 в Белгороде и МОУ СОШ «Моя школа» села Репное, где учится восьмиклассник Илья Никитин. Молодой человек считает, что обучение в таком классе не только интересно, но и почетно. «Вместе с наставниками из Белгородского университета мы изучаем то, что действительно важно: особенности местных дорог, климатические условия, которые приходится учитывать инженерам в проектах, связанных с дорогами. Думаю, знания, полученные здесь, станут прочной основой для моей будущей карьеры», – рассказал Илья Никитин.
Первый дорожный класс в Иркутской области открыт по инициативе первого заместителя председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Тена. Пилотной площадкой стала МБОУ СОШ
№ 18 города Иркутска.
Также в рамках мероприятия состоялась церемония подписания Дополнительного соглашения к Соглашению о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет транспорта». Свои подписи под документом поставили заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников и проректор Российского университета транспорта, доцент кафедры «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Татьяна Марканич.
Соглашение определяет основные направления сотрудничества сторон в реализации проекта и установлении показателей его эффективности.
Обсудили
актуальные вопросы
Выставка «Дорога 2025» стала важной платформой для обсуждения актуальных вопросов, стоящих перед дорожной отраслью. В рамках мероприятия прошла насыщенная деловая программа, включающая конференции, панельные дискуссии, форумы и стратегические сессии. Среди ключевых тем – цифровая экосистема транспортного комплекса, обеспечение безопасности дорожного движения, зимнее содержание городских дорог, информационное моделирование в дорожном хозяйстве, молодежная политика, карьерное развитие специалистов отрасли и многое другое.
«Наша общая цель очевидна: технологическое обновление дорожного хозяйства, повышение эффективности всей системы его работы. И нынешний амбициозный проект, безусловно, является важным шагом в этом направлении. Мы имеем дело не с исключительно техническими вопросами беспилотной укладки, а с созданием новой полной строительной экосистемы, которая, с учетом уже накопленного отраслевым профессиональным сообществом опыта, нацелена на автоматизацию и информатизацию процесса во всех сферах дорожной деятельности, внедрение автоматизированной дистанционно управляемой дорожной техники, развитие отечественной инженерной школы. Гармоничное развитие данной системы подразумевает активное взаимодействие с отраслевыми вузами, дорожным сообществом, со специалистами IT–индустрии, машиностроителями, ведущими научными центрами и Российской академией наук», – подчеркнул Роман Новиков в рамках мероприятий выставки.
Он напомнил, что в настоящее время дорожное хозяйство становится все более высокотехнологичной отраслью. Интеллектуальные транспортные системы на сегодняшний день созданы в 65 городах и 50 субъектах Российской Федерации. Они стали неотъемлемой частью инфраструктуры автомобильной дороги; применяются технологии информационного моделирования при строительстве дорог, активно внедряются технологии искусственного интеллекта.
«Более чем 10,5 тыс. постов и станций осуществляют сего-
дня мониторинг интенсивности и состава транспортных потоков:
метео– и видеонаблюдение за состоянием дорог и трафика. При строительстве и капитальном ремонте мы начали применять технологии информационного моделирования, позволяющие создать не просто цифровой проект, а цифровую модель автомобильной дороги, которая интегрирует всех участников дорожного движения и дорожной деятельности, позволит впоследствии использовать ее как эксплуатационную основу нашей дороги с целью повышения эффективности транспортных потоков и обеспечения большей безопасности дорожного движения. Эффективность управления мы сегодня намерены развить с помощью нашей государственной информационной системы – Системы контроля дорожных фондов (СКДФ), и уже к концу этого года планируем получить модуль в этой информационной системе, которой искусственный интеллект станет помощником руководителей при принятии управленческих решений», – подытожил руководитель Росавтодора.
В заключительный день XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» состоялось пленарное заседание «Автоматизированная дорожно–строительная техника и искусственный интеллект – новые горизонты возможностей». Модератором дискуссии выступил губернатор Рязанской области Павел Малков.