В Минеральных Водах завершилась XII Международная специализированная выставка «Дорога 2025»

27.10.2025

В этом году ключевыми темами Выставки стали импортозамещение и цифровая трансформация, внедрение интеллектуальных транспортных систем, инновационные технологии в дорожном строительстве и подготовка высококвалифицированных кадров в отрасли.

Делегация ФАУ «РОСДОРНИИ» во главе с генеральным директором Александром Бедусенко приняла активное участие в трехдневной деловой программе мероприятия.

В первый день состоялась конференция «Цифровая экосистема транспортного комплекса: аспекты эффективности и взаимодействия систем».

С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель председателя Комитета Госдумы Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен: «Символично начать работу такого масштабного отраслевого мероприятия именно с вопросов цифровизации. Оценка результативности различных систем выходит сейчас на первый план. Цифровая экосистема включает в себя целый комплекс таких решений, как СКДФ, «Платон», ИТС, АПВГК. Безусловно, надежность всех вышеперечисленных систем способствуют повышению качества проводимых работ. Одна из ключевых задач сейчас – наладить эффективное взаимодействие всех элементов экосистемы».

Заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Антон Журавлев рассказал аудитории о развитии ФГИС СКДФ, ее перспективах и роли в цифровизации дорожного хозяйства.

В настоящий момент в стране уже достаточно много состоявшихся цифровых решений, которые развиваются не только внутри Росавтодора – активно они применяются и в ГК «Автодор», и в субъектах Российской Федерации. По словам спикера, потребность во взаимодействии и обмене данными между существующими системами становится очевидной – это создаст синергию и, в первую очередь, облегчит жизнь владельцам дорог в их ежедневных рабочих процессах.

Говоря о СКДФ, подчеркнем, сейчас продолжается формирование цифровой базы автомобильных дорог и мостовых сооружений, загружается информация по инструментальной диагностике. В Систему поступают данные по расходам из консолидированного бюджета, а субъекты РФ и ФКУ Росавтодора формируют программы работ по участкам и объектам. То есть в системе есть возможность ознакомиться с перечнем конкретных видов запланированных работ. Кроме того, действует модуль, который позволяет вести статистическую отчетность и впоследствии передавать имеющиеся данные в Росстат. Создан также цифровой профиль субъекта, в котором отражены все данные о проводимых и запланированных мероприятиях.

«Нововведением является модуль УГИЗ – по аналогии с цифровым паспортов дороги мы перенесли в Систему всю базу данных имущества, земельных участков и объектов недвижимости и дорожного сервиса», – добавил эксперт.

В продолжение мероприятия состоялся круглый стол «Перспективы применения RAP в асфальтобетонных смесях на территории России» – в нем приняли участие представители ТК 418 «Дорожное хозяйство», Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», ФАУ «РОСДОРНИИ» и др.

Заместитель начальника Управления перспективных технологий и стандартизации РОСДОРНИИ Владимир Марьев представил актуальные данные по мониторингу применения вторичных ресурсов в дорожной деятельности. Так, по его словам, на федеральных трассах, находящихся в ведении подведомственных Росавтодору ФКУ, в 2024 году при выполнении дорожных работ было использовано 72,1% асфальтогранулята и 23,3% металлургического шлака, а вторичного грунта – 4,5%.

Кроме того, Владимир Марьев озвучил основные требования к использованию вторичных ресурсов в дорожном строительстве, среди которых: доступность вторичного сырья относительно природных материалов, достижение стабильных качественных характеристик, наличие технической документации, соответствие стандартам.

По итогам круглого стола участники пришли к выводу о необходимости расширения практики повторного использования дорожных материалов, а также выразили готовность сообща обсуждать и решать наиболее сложные вопросы, внедрять эффективные предложения по улучшению – вносить свой вклад в развитие сети безопасных качественных дорог в России.

Конференция «Зимнее содержание автомобильных дорог городских агломераций» открыла второй день деловой программы Выставки. В состав президиума вошли генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко и его заместитель Владимир Мартинсон.

Александр Бедусенко подчеркнул актуальность встречи, поскольку сейчас РОСДОРНИИ занимается разработкой нормативов, в том числе, по аспектам зимнего содержания автодорог.

Начальник управления эксплуатации и дорожных исследований Института Глеб Понарин сделал акцент на необходимости объективной и независимой оценки технических характеристик специализированного транспорта — РОСДОРНИИ начал активную работу в части создания соответствующего инструмента.

«РОСДОРНИИ уделяет особое внимание сбору и анализу замечаний по эксплуатации дорожной техники. Мы создаем систему доверия в отрасли, которая будет основана на объективных стандартах качества и культуре производства», — подчеркнул спикер.

Кроме того, программа также включила в себя конференцию «Информационное моделирование в дорожном хозяйстве: синергия накопленного опыта и технологического прогресса». В составе президиума в дискуссии, в частности, приняли участие заместитель директора Департамента строительства Правительства Российской Федерации Григорий Волков, заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников, директор департамента цифровой трансформации РОСДОРНИИ Иван Жевжиков.

В своем приветственном слове Григорий Волков отметил: «Та работа, которую мы выполняем в части организации мобильности граждан, грузовых перевозок, а также проработки вопросов по ее улучшению – крайне важна и ценна. Одним из векторов необходимого развития мы видим создание единой информационной системы, которая связала бы воедино все наработки специалистов отрасли, позволила бы, например, превентивно отслеживать разрушение дорожного полотна, сделала бы все процессы прозрачными: от формирования сметной стоимости до итоговой сдачи работ. Таким образом, общая производительность должна вырасти минимум на 20% – это то, к чему стоит стремиться».

Гостей также поприветствовал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников. Сейчас ведомство находится на активном этапе цифровой трансформации, неотъемлемой частью которой является развитие информационного моделирования. У подведомственных Росавтодору ФКУ имеются успешно реализованные кейсы в части применения ТИМ – на их основе подготовлены методические рекомендации, одобренные научно-техническим советом Росавтодора.

С докладами выступили заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Антон Журавлев и Заместитель начальника управления развития ТИМ Александр Анненков.

Так, Александр Анненков детально рассказал о важности разработки, области применения и структуре отраслевой системы классификаторов для дорожного хозяйства, а также перспективах ее развития.

Институт составил отраслевой классификатор в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011. Спикер описал основные принципы классификации, привел примеры объектов, элементов и атрибутов. Весь этот комплекс в конечном итоге представляет собой формализованную базу знаний дорожной отрасли, которая в свою очередь является источником данных для дальнейшего применения технологий искусственного интеллекта.

Кроме того, на основе содержащейся в базе информации выстраивается работа с ИТС и высокоавтоматизированной дорожно-строительной техникой. Таким образом, это создает информационное пространство – Среду общих данных (СОД).

«Среда общих данных станет единым и достоверным источником информации для всех участников того или иного проекта. Все это существенно повысит качество нашей работы и обеспечит ту самую синергию дорожного сообщества на основе накопленных знаний и опыта», – подчеркнул эксперт.

Антон Журавлев развил данную тему и рассказал о работе РОСДОРНИИ в части создания Среды общих данных в контуре ФГИС СКДФ.

«На сегодняшний день СОД выступает синонимом единой цифровой платформы, обеспечивающей сквозное взаимодействие всех участников проекта – она используется не только для хранения и передачи данных, но и для решения конкретных профессиональных задач. При этом анализ подобных систем показал, что требуется глубокая отраслевая кастомизация, а интеграция с другими ГИС порой невозможна. С таким пониманием мы взялись за создание отраслевой СОД», – отметил спикер.

В результате создания СОД, ФГИС СКДФ станет ядром информационного взаимодействия, а в ее основу лягут единая система классификаторов и отраслевая онтологическая модель, разрабатываемая РОСДОРНИИ совместно с ИСП РАН. Она являет собой систематизированное представление информации на основе формализации той или иной области и призвана сформировать единый язык общения и перевести нормативную базу в машинно-интерпретируемый формат.

Так, отрасль получит единое информационное пространство, в котором государственная политика в области дорожного хозяйства будет выстраиваться на основе выверенных данных, согласованных регламентов и сквозной информационной модели – от замысла до эксплуатации.

Отметим, помимо выступлений спикеров, на Выставке состоялось подписание двух соглашений о сотрудничестве. Первое было заключено между ФАУ «РОСДОРНИИ» и ООО «МОСТОВИК» — свои подписи под документом поставили генеральный директор Института Александр Бедусенко и руководитель организации-партнера Андрей Солдатов. Второе подписано Александром Бедусенко и Рифатом Файзиевым — техническим директором ООО «Строй-Инжиниринг».

Завершающим аккордом крупнейшего отраслевого мероприятия стали демонстрационная укладка дорожного полотна с применением отечественной беспилотной техники и пленарное заседание «Автоматизированная дорожно-строительная техника и искусственный интеллект — новые горизонты возможностей».

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил: «Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Традиционно организаторы подготовили насыщенную выставочную экспозицию. Здесь представлены компании-лидеры дорожной отрасли, небольшие предприятия, стенды регионов. Это уникальная площадка для обмена опытом и презентации передовых технологий. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна, наглядно доказывает, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий, и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом».

Более подробно ознакомиться с материалами о прошедшей Выставке можно на официальном сайте «Дорога 2025».

Первоисточник: ФАУ РОСДОРНИИ