В России впервые показали беспилотную укладку асфальтобетонного покрытия
Масштабное и технологически значимое мероприятие прошло под эгидой Федерального дорожного агентства. В числе почетных гостей – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, Министр транспорта Российской Федерации Андрей Никитин, руководитель Росавтодора Роман Новиков, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
«Сегодня мы демонстрируем не просто новую технологию, а ключевой элемент будущего транспортной отрасли. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. Мы создаем высокотехнологичные рабочие места и сможем строить больше с теми же ресурсами. Крайне важно, что в основе этого прорыва лежит работа отечественных ученых, инженеров и машиностроителей. Поддерживая их, мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России», – сказал глава Минтранса России.
Задача по обеспечению беспилотной укладки силами отечественной высокоавтоматизированной дорожно-строительной техники (ВАДСТ) появилась в начале 2025 года на конференции и выставке «Дорожное строительство в России» в стенах РУТ (МИИТ). Соответствующее поручение дало Федеральное дорожное агентство.
Заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Антон Журавлев, ставший ведущим демонстрации, подчеркнул: «В самом начале, когда эта задача сформировалась, была высказана уверенность, что российская инженерная школа и отечественная спецтехника развита в достаточной мере, чтобы обеспечить эффективную высокоавтоматизированную укладку верхних слоев покрытия дорожного полотна».
Для реализации этого масштабного проекта был оперативно собран консорциум и подписан ряд соглашений о взаимодействии между ключевыми участниками — ими стали: Федеральное дорожное агентство, ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ», Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», производители отечественной дорожно-строительной техники – ООО НПО «ГКМП» и АО «РАСКАТ», ВНИИ «Сигнал», ЗАО ПКФ «РБДС» и Академия дорожного хозяйства РУТ (МИИТ).
РОСДОРНИИ совместно с Ассоциациями «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и «Цифровая Эра Транспорта» выступили в качестве проектного офиса. На базе Института была проведена масштабная научно-исследовательская работа, включающая в себя координацию по продвижению решений пилотного проекта и проработку вопросов оценки эффективности внедрения ВАДСТ в отрасли.
Для того, чтобы продемонстрировать слаженную работу техники на Выставке «Дорога 2025» в Минводах — команда проекта 3 месяца отрабатывала взаимодействие машин на уникальном дорожно-строительном полигоне ЗАО ПКФ «РБДС» недалеко от Смоленска.
Благодаря совместным усилиям специалистов Института, инженеров, научного сообщества, программистов и многих других, участники мероприятия смогли увидеть первую беспилотную укладку асфальтобетонного покрытия при помощи асфальтоукладчика «Десна-2100» и двух катков «Раскат» весом 7 и 11 тонн. Длина участка готового покрытия составила 60 м. Работу машин между собой синхронизировал комплекс «Прометей», а точность их перемещения на полигоне обеспечивала система «Филин».
Технику оснастили комплексом специализированного оборудования: датчиками и детекторами для контроля температуры смеси в бункере, отечественным датчиком для мониторинга равномерности распределения смеси в шнеке, системой автоматического нивелирования для точного позиционирования по опорной плоскости, системой сбора телеметрии и др.
Программным обеспечением, обеспечивающим автономность движения и точность позиционирования техники до 2 см, занимался ВНИИ «Сигнал». В его основе заложена математика, обеспечивающая движение по заданной траектории в соответствии с технологической картой. В программной части реализованы сценарии укладки с конкретными параметрами: захваткой, перемещением и геометрией, которые должны соблюдаться по технологии. Подготовительный этап работ также включал в себя создание цифровой модели участка.
Говоря о качестве проведенной укладки, Антон Журавлев отметил: «Одним из ключевых критериев для нас является плотность уложенной асфальтобетонной смеси. На следующих этапах пилотного проекта мы ставим перед собой задачу по разработке отечественной системы ее потокового определения, что позволит контролировать этот параметр в режиме реального времени и передавать эти данные на верхнеуровневую платформу».
Основная суть пилотного проекта заключается в формировании комплексной системы для повышения качества укладки верхних слоев покрытия. Она подразумевает два направления: точное передвижение ВАДСТ по заданным техническим картам от точки А в точку Б и контроль таких параметров, как движение самой техники и свойств асфальтобетонной смеси.
«То, что вы увидели сегодня — не просто демонстрация возможностей нескольких отдельно взятых машин — это работа целой экосистемы, буквально прототипа национальной платформы, которая в будущем ляжет в основу «умных» дорожных строек по всей стране. Все участники проекта однозначно внесли свой ценный вклад в общее дело. Мы находимся в начале большого пути!», — сказал Антон Журавлев в завершение демонстрации.
Во второй части мероприятия была проведена дистанционная укладка нижнего слоя дорожного полотна также с помощью технических средств исключительно российского производства. Так, в режиме удаленного управления был использован бульдозер производства «ДСТ-УРАЛ». В качестве его оператора выступил Юрий Осолодков — кавалер ордена Мужества, проходивший службу в зоне СВО и получивший серьезные ранения.
Оператор, сидя в кресле на динамической платформе, с легкостью управлял техникой, находящейся за несколько тысяч километров – на специализированном полигоне в Челябинской области. Видео с камер передавалось в очки виртуальной реальности. Также он видел приборную панель и цифровую модель местности с моделью управляемой машины для лучшего ориентирования на рабочей площадке.
Отметим, удаленное роботизированное управление спецтехникой – та технология, которая позволит операторам контролировать работу машин на расстоянии с использованием беспроводных каналов связи. Имеется возможность управления техникой, как находясь в локальной сети предприятия или на конкретной рабочей площадке, так и за несколько километров через глобальную сеть при обеспечении безопасности соединения.
Участники Выставки высоко оценили реализованный проект беспилотной укладки, а сама демонстрация вызвала большой отклик в СМИ и среди отраслевого сообщества.
В продолжение мероприятия состоялось пленарное заседание «Автоматизированная дорожно-строительная техника и искусственный интеллект — новые горизонты возможностей». Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил: «Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Традиционно организаторы подготовили насыщенную выставочную экспозицию. Здесь представлены компании-лидеры дорожной отрасли, небольшие предприятия, стенды регионов. Это уникальная площадка для обмена опытом и презентации передовых технологий. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна, наглядно доказывает, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий, и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом».
В свою очередь, ФАУ «РОСДОРНИИ» выражает огромную благодарность всем участникам проекта и уверенность в дальнейшем сотрудничестве в развитии беспилотных технологий в дорожно-транспортной отрасли!