Свердловские транспортные проекты представили москвичам: чем может гордиться регион
В Екатеринбурге состоялась международная специализированная выставка «Дорога», в рамках которой Свердловская область представила московским гостям, в том числе министру транспорта Роману Старовойту, важнейшие инфраструктурные проекты. О том, почему именно Свердловская область превращается в один из главных российских транспортных узлов, что для этого делается уже сейчас и что еще предстоит, – в материале «ФедералПресс».
«Безопасные качественные дороги»: итоги нацпроекта
Как было объявлено на форуме, в Свердловской области за шесть лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» отремонтирован 791 километр дорог, еще 68,5 километра добавится в этом году. В Екатеринбурге установлено 212 светофоров. В агломерациях Екатеринбурга и Нижнего Тагила соответствуют всем нормативам 85 % дорог.
«Дорожники постоянно совершенствуют свою деятельность и стремятся использовать лучшие практики, применять самые современные технологии, чтобы продлить срок службы транспортной инфраструктуры, повысить безопасность дорожного движения и комфорт пользователей трасс», – назвал главные итоги работы Роман Старовойт.
В Свердловской области итоги нацпроекта выражаются не только в количественных показателях, но и в ощутимом повышении комфорта для населения: обсуждения с жителями позволяют ремонтировать наиболее востребованные дороги. Как отметил на форуме председатель областной общественной палаты Александр Левин, активисты контролируют качество ремонтов и помогают пресечь возможные нарушения.
«Сухой порт»: главный локомотив роста
Центральным проектом на стенде Свердловской области стал «Сухой порт» – одна из главных инициатив губернатора Евгения Куйвашева, о которой «ФедералПресс» подробно рассказывал еще в прошлом году. С тех пор ее многократно представляли на разных площадках – от международной ярмарки в Таджикистане до встречи глав регионов стран ШОС в Омске. Главная идея проекта – превратить Екатеринбург в пересечение дорог в столицу, Сибирь и на Дальний Восток, к северным портам и странам Центральной Азии.
«Я уверен, что самый главный локомотив роста, я подчеркиваю, для всей страны – это формирование новых транспортных коридоров, новых условий вывоза нашей продукции. Сегодня это имеет огромный приоритет», – говорил Евгений Куйвашев, представляя «Сухой порт» на выставке «Россия» в Москве в прошлом году.
Судя по реакции федеральных чиновников, свердловский мегапроект находит поддержку и понимание в коридорах власти. Так, новый полпред президента в УрФО Артем Жога отозвался о нем в своем телеграм-канале.
«Особую гордость почувствовал за достижения уральцев возле стенда Свердловской области. Запомнился проект «Сухой порт», который станет ключевым элементом объединения железнодорожного и автомобильного транспорта в единую логистическую систему нашего региона», – написал представитель президента.
Уже сейчас в Свердловской области реализован целый ряд элементов «Сухого порта»: так, в сентябре статус приоритетного инвестпроекта и сопутствующие налоговые льготы получил транспортно-логистический центр «Уральский» на северо-востоке Екатеринбурга. Планируется включить в состав «Сухого порта» и будущую площадку особой экономической зоны «Титановая долина» в Сысерти. Спроектированы подъезды к новому транспортному узлу «Большое Седельниково» в том же городе.
Один из главных вопросов, в котором проекту нужна федеральная поддержка, – строительство дорог, соединяющих Екатеринбург с северными портами, в первую очередь с ямальской Сабеттой. Как говорил недавно региональный министр транспорта Александр Толкачев, требуется построить 800 км дорог, которые помогут не только свердловской, но и российской экономике.
«Глубина порта Сабетта позволяет принимать танкеры и суда высокого класса. И когда мы свяжем порт Сабетта с нашими трассами и железнодорожным сообщением, тогда количество и объемы торговых грузовых перевозок позволят вывести экономику на новый высокий уровень», – рассказывал Толкачев.
М-12: комфорт в будущем
Одним из главных событий форума «Дорога» стало открытие участков трассы Р-242 между Пермью и Екатеринбургом. Ранее на Пермском тракте постоянно возникали пробки, теперь два больших отрезка будут полностью четырехполосными. Для открытия трассы по видеосвязи даже специально подключился вице-премьер Марат Хуснуллин.
Восточная часть трассы Р-242 должна влиться в новую магистраль М-12, которая соединит Москву и Тюмень. В Свердловской области строится и часть нового отрезка магистрали – дороги Дюртюли – Ачит. С ее открытием из Казани в Екатеринбург можно будет доехать гораздо быстрее и комфортнее, чем по существующим маршрутам через Пермь или Уфу.
«Наш участок от Башкирии до Свердловской области выполняется в плановом режиме, осталось сделать немного, и мы в сроки укладываемся. Мы ждем, что он будет в основном закончен в 2024 году, и появление высоких гостей на форуме «Дорога» – повод поговорить о том, когда это будет введено. Все виды работ – подъезды, съезды, укладка асфальта, высадка насаждений, посев травы – думаю, завершатся в первой половине следующего года», – говорил Александр Толкачев на встрече с журналистами.
Отметим, что сейчас работы на М-12 вынуждают дальнобойщиков объезжать проблемные участки через Красноуфимск, Нижние Серги, Ревду, Первоуральск и другие населенные пункты, дороги в которых не предназначены для тяжелого транспорта. Министр финансов Свердловской области Александр Старков уже пообещал, что в следующем году эти города получат дополнительные деньги на ремонт дорог.
«Мой опыт показывает, что сегодня мы претерпеваем сложности, но зато в следующем году мы будем находиться в комфортной ситуации, когда дорога пройдет мимо и мы приведем в порядок улично-дорожную сеть», – сказал министр транспорта Свердловской области Александр Толкачев.
Расширение ЕКАД: забыть о пробках
Помимо строительства трассы М-12 первый замгубернатора Алексей Шмыков и Александр Толкачев получили возможность обсудить с руководителями Минтранса и Росавтодора другой назревший проект – расширение северного полукольца ЕКАД. Эти идеи напрямую связаны: ведь после запуска новой трассы из Москвы транспортный поток в Западную Сибирь пойдет именно по кольцевой автодороге. Между тем северное полукольцо уже сейчас достаточно загружено: например, по нему движутся грузы с заводов Нижнего Тагила и других промышленных центров Свердловской области.
По поручению Евгения Куйвашева в областном минтрансе уже подбираются к еще более амбициозному проекту – строительству новой кольцевой автодороги, соединяющей города екатеринбургской агломерации. Пока специалисты лишь изучают, по какому маршруту она может пройти, но ее появление вполне реально в ближайшие десятилетия, ведь с южной стороны ЕКАД уже обрастает жилыми кварталами и промышленными зонами.
Наземное метро и междугородний трамвай: развитие агломерации
Связи внутри екатеринбургской агломерации также должны усилиться благодаря появлению «наземного метро» – кольцевой линии городской электрички. Это совместный проект свердловских властей и железнодорожников, который обсуждается уже несколько лет. В прошлом году аналитики федерального правительства оценивали его стоимость в 193 млрд рублей, при этом экономический эффект окажется в полтора раза больше.
Сейчас в РЖД уже подготовили обоснование инвестиций для первого участка «наземного метро» – в Новокольцовский микрорайон Екатеринбурга. Решение о его финансировании будет принимать правительство страны, областные власти рассчитывают на положительное решение. Ведется подготовка и к строительству юго-западного сегмента железнодорожного кольца, которое улучшит транспортную ситуацию в Академическом районе.
Еще один агломерационный проект – развитие междугородной трамвайной сети, которая уже сейчас объединяет Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Вторая очередь должна присоединить к ней и Среднеуральск, где планируется реализовать масштабные инвестиционные проекты. Кроме того, чиновники и концессионер рассматривают возможность запуска новых маршрутов между Верхней Пышмой и екатеринбургским микрорайоном Уралмаш.
Как отмечал Александр Толкачев на недавней встрече с представителями отрасли, губернатор Евгений Куйвашев поставил задачу создать эффективный транспортный каркас региона, который поможет развивать экономику Свердловской области. Именно для этого планируется расширять сеть автодорог, совершенствовать железнодорожные перевозки и логистическую инфраструктуру. Все это позволит области занять важное место в новой системе грузопотоков, которая переориентируется с Запада на Восток.