О XII Международной специализированной выставке «Дорога 2025»
Выставка-форум «Дорога» – это крупнейшая в нашей стране отраслевая дискуссионная площадка, которая объединяет авторитетных экспертов и ключевых представителей дорожно-транспортного комплекса России из различных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ. Также гости мероприятия ‒ производители материалов и дорожно-строительной техники, представители науки и бизнеса.
Выставка организуется в целях привлечения интереса общественности и организаций различных форм собственности к развитию дорожной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе, реализации целей Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Традиционно выставка приурочена к празднованию Дня работников дорожного хозяйства.
Экспозиция выставки в этом году будет представлена в нескольких тематических зонах: «Строительство и реконструкция автомобильных дорог», «Технологии и материалы», «Безопасность дорожного движения». Она отразит развитие дорожной инфраструктуры и демонстрирует последние достижения, инновационные разработки и решения. Выставка представлена более чем 120 отраслевыми организациями, в том числе крупнейшими дорожно-строительными компаниями и производителями отечественной техники для строительства и содержания дорог, производителями материалов и оборудования. Располагается на 9 000 кв. м в павильоне, а также на 10 000 кв. м уличного пространства.
Основу деловой программы выставки «Дорога 2025» составят свыше 20 тематических мероприятий, посвящённых строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, дорожному образованию, науке, технологическому суверенитету, сервису в дорожном хозяйстве и ключевым точкам национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Отметим, что в 2025 году тематика мероприятия посвящена в том числе беспилотным системам и цифровым технологиям строительства. Поэтому ключевым событием уличной экспозиции станет демонстрационная укладка дорожного полотна с использованием исключительно беспилотной техники российского производства. Кроме того, центральными мероприятиями станут пленарное заседание «Автоматизированная дорожно-строительная техника и искусственный интеллект – новые горизонты возможностей», а также отраслевой форум по молодёжной политике.
Более подробная информация о мероприятии, а также деловая программа доступны на сайте выставки: https://дорога.рф/ .
Предварительные отраслевые итоги работы в 2025 году
Распоряжением Правительства России № 768-р от 31 марта 2025 года утверждён шестилетний план дорожной деятельности в РФ. Согласно этому документу за 2025–2030 годы планируется построить и реконструировать свыше 1,9 тыс. км федеральных (из них 1,4 тыс. км – силами Федерального дорожного агентства) и 1,7 тыс. км региональных трасс, в том числе порядка 900 км дорог на сельских территориях.
Благодаря реализации шестилетнего плана доля находящихся в нормативном состоянии федеральных трасс, дорог опорной сети и крупнейших городских агломераций должна составить 85 %, а соответствующий показатель для дорог регионального или межмуниципального значения – 60 %.
Если говорить в целом о работах по строительству и реконструкции федеральных дорог Росавтодора, то всего в 2025 году планируется ввести 150,6 км подведомственных трасс и 30 искусственных сооружений в их составе общей протяжённостью 3 788,6 пог. м.
Так, в сентябре был введён участок км 687 – км 703 (первый этап) федеральной трассы А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток (Приморский край), а в начале октября в Мурманской области открыта новая транспортная развязка на 19-м км автомобильной дороги подъезд к г. Североморску (в составе трассы Р-21 «Кола»). 15 октября Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт движению транспорта сразу по трём ключевым объектам: новому обходу села Сокуры и реконструированному участку трассы Р-239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан в Республике Татарстан. Эти объекты призваны обеспечить транспортную доступность опорных населённых пунктов, повысить качество жизни населения, а также уровень безопасности дорожного движения.
В высокой степени готовности находится такой знаковый объект, как обход Волгограда (первый этап), который станет частью автомобильной дороге Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» – Тамбов – Волгоград – Астрахань. Трасса является одной из ключевых автодорог на маршруте «Север – Юг»: она соединяет Московскую область с пятью регионами России и обеспечивает выход к портам Каспийского бассейна. Окончание строительства позволит решить проблему загруженности дорог в областном центре, откроет новые возможности для экономики региона и перевозчиков.
За период с января по сентябрь 2025-го на федеральной сети была завершена укладка земляного полотна общим объёмом 33,2 млн тонн (94 % от годового плана), оснований дорожной одежды – 6,5 млн тонн (91 %), а асфальтобетонных слоёв – 2,3 млн тонн (96 %).
В этом году Росавтодор реализует внушительный объем работ и в рамках всех видов ремонта. Специалисты меняют дорожную одежду, устраняют дефекты дорожного покрытия и обустраивают участки дорог.
К октябрю подведомственными Росавтодору федеральными казёнными учреждениями (ФКУ) завершены работы по капитальному ремонту, ремонту и устройству защитных слоёв, слоёв износа и поверхностной обработки на 2 769 км автомобильных дорог, что составляет 60 % от годового плана (4 627,8 км).
Так, в начале октября на 13 участках федеральных трасс Северного Кавказа общей протяжённостью 110 км завершились работы по устройству защитных слоёв и проведению поверхностной обработки дорожного полотна. В результате проведённых мероприятий на дорогах Ставропольского края и республик Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии и Дагестан значительно улучшились ровность и шероховатость дорожного покрытия. Эти изменения способствуют снижению риска дорожно-транспортных происшествий, поскольку водители получают лучшее сцепление с дорогой, особенно в условиях неблагоприятной погоды. Улучшенное дорожное покрытие также повышает комфорт и безопасность передвижения для всех участников дорожного движения, делая поездки более приятными и надёжными.
При этом одним из важных направлений деятельности ведомства остаётся расширение федеральных трасс до четырёх и шести полос движения в рамках капитального ремонта.
Череду торжественных открытий отремонтированных участков в 2024 году начали с федеральной трассы М-9 «Балтия». В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне федеральные дорожники запустили рабочее движение транспорта по расширенным в результате капитального ремонта участкам в Тверской и Московской областях. Благодаря этому весь маршрут от Москвы до Ржевского мемориала Советскому солдату имеет четыре и более полосы движения. Масштабные работы были преимущественно сконцентрированы на участке со 118-го по 229-й км, параллельно сразу на нескольких отрезках. Большое внимание было уделено вопросу повышения безопасности дорожного движения, в том числе за счёт разделения транспортных потоков. Расширение участков трассы М-9 «Балтия» рассматривается как важный шаг не только к повышению транспортной доступности знаковых исторических объектов в данных регионах, но и как ключевой фактор развития всего Центрального федерального округа. Она обеспечивает связь Москвы с северо-западной частью страны, а увеличение её пропускной способности создаёт дополнительный импульс для развития многих секторов экономики, в особенности туристической отрасли.
В Орловской области после капитального ремонта ввели в эксплуатацию более 24 км федеральной трассы «Крым» – участок северного подъезда к Туле в Ленинском районе и отрезок с 422-го по 437-й км, проходящий по Кромскому и Троснянскому районам. Помимо расширения проезжей части до четырёх полос на обоих объектах специалисты спрямили продольный профиль дороги, что значительно улучшило видимость встречных автомобилей. Для удобства местных жителей построили автобусные остановки, линии электроосвещения, тротуары, пешеходные переходы и светофоры. Кроме того, на проезжую часть нанесена горизонтальная разметка, установлены новые дорожные знаки и сигнальные столбики. Проектом капремонтов также были предусмотрены работы по обеспечению отвода ливневых вод с проезжей части. Для этого дорожники построили новые водопропускные трубы, водоотводные лотки и кюветы. Реализация проекта позволила повысить транспортную доступность близлежащих населённых пунктов. Кроме того, Трасса М-2 «Крым» обеспечивает транспортно-экономические связи Центрального, Северного и Северо-Западного экономических районов России с Центральным Черноземьем, соединяет два города-героя – Москву и Тулу, проходит через города воинской славы Орёл, Курск, Белгород. Увеличение пропускной способности этой важнейшей транспортной артерии даст импульс многим секторам экономики, в том числе и внутреннему туризму.
В Карелии в октябре был введён в эксплуатацию капитально отремонтированный участок трассы А-215 Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок на подъезде к Петрозаводску. Дорогу, проходящую вдоль западного побережья Онежского озера, модернизировали на год раньше, установленного госконтрактом срока.
Главный итог выполненных работ – обеспечение транспортной доступности опорных населённых пунктов республики. В числе других важных результатов – ликвидация грунтового разрыва (5,85 км), выполнение мероприятий по повышению уровня комплексного обустройства, в том числе в деревне Каккарово и старинном вепсском селе Шёлтозеро.
Напомним, подъезд к Петрозаводску был передан в федеральную собственность в 2019 году и на тот момент находился в неудовлетворительном техническом состоянии. На сегодняшний день из более чем 102 км трассы уже капитально отремонтировано свыше 70 км (с учётом объекта ввода).
Немалый объем строительных и ремонтных работ продолжается и в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской и Запорожской областях.
Так, весной 2025-го начато строительство обхода г. Мариуполь – важнейшего объекта протяжённостью 31 км. Будущий обход реализуется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Он войдёт в состав существующей федеральной трассы Р-280 «Новороссия», которая на сегодняшний день прерывается в зоне городской агломерации г. Мариуполь. Реализация объекта обеспечит вывод транзитного транспорта из города и разгрузит его улично-дорожную сеть. На всей протяжённости стройки специалисты завершают подготовительные работы. В настоящее время на отдельных участках уже уложено порядка 600 тыс. кубометров земляного полотна.
Также начат капитальный ремонт федеральной трассы «Новороссия» на участках от города Мариуполя до границы с Запорожской областью протяжённостью порядка 32 км, и далее – до города Бердянска ещё 35,6 км. С завершением подготовительного этапа специалисты приступили к земляным работам и устройству слоёв будущей четырёхполосной дороги. Расширение проезжей части до четырёх полос движения с разделением встречных потоков автотранспорта является одной из главных задач дорожных специалистов, поскольку востребованность данного направления повлекла значительное увеличение интенсивности движения – за прошедшие три года количество автомобилей на трассе «Новороссия» увеличилось более чем в 2,5 раза.
А в Луганской Народной Республике продолжается ремонт участка трассы А-258 с 93-го по 98-й км. Специалисты дорожного хозяйства уже выполнили основной объем работ и перешли к устройству верхнего слоя покрытия автодороги. Завершение ремонта запланировано на конец текущего года.
Кроме того, в 2025 году в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях дорожные работы проводятся на 947,5 км региональной и местной сети. На конец сентября этого года устройство слоёв износа выполнено на 91 %, за это время обновлены 866,2 км дорог. Работы проводятся в рамках соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на содержание автомобильных дорог, заключённых между Росавтодором и четырьмя субъектами РФ.
Напомним, дорожная деятельность в четырёх субъектах Российской Федерации ведётся с 2023 года. В 2023 и 2024 годах специалисты привели в нормативное состояние 1 322 км региональных трасс и 261 км улично-дорожной сети.
Одним из важнейших направлений деятельности Росавтодора является обеспечение безопасности дорожного движения (далее – БДД) на подведомственных федеральных трассах. Ведомство на регулярной основе взаимодействует с федеральными казёнными учреждениями и региональными подразделениями Госавтоинспекции. На площадке профильных комиссий по БДД рассматриваются в том числе мероприятия для ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
Практика Федерального дорожного агентства показала, что к числу наиболее эффективных мероприятий, направленных на снижение аварийности, относятся:
• увеличение количества полос движения транспортных средств с двух до четырёх с разделением встречных транспортных потоков в ходе капитального ремонта;
• установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения;
• устройство стационарного электрического освещения участков дорог и пешеходного ограждения;
• установка пешеходных переходов в разных уровнях.
Важно подчеркнуть, что по итогам 9 месяцев 2025 года на подведомственных Росавтодору федеральных автомобильных дорогах наблюдается снижение всех ключевых показателей аварийности. Количество ДТП, пострадавших в них и погибших снизилось на 4,8 %, 6,1 % и 5,3 % соответственно (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
Магистральные направления деятельности Федерального дорожного ведомства в ближайшем будущем
В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», увязка федеральных проектов по жилищному строительству, коммунальной и дорожной инфраструктуре, благоустройству и общественному транспорту должна обеспечить достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», определённой Президентом России. Для этого сформулирован ряд важных показателей.
Так, к 2030 году доля федеральных дорог в нормативном состоянии должна составить не менее 85 %, аналогичный показатель по опорной сети – 85 %, а по дорогам регионального или межмуниципального значения – не менее 60 %.
Кроме того, к 2030 году поставлена задача снизить показатель смертности в результате ДТП в полтора раза по сравнению с показателем 2023 года, а к 2036-му требуется снижение в два раза.
Также к 2030 году доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в городах и агломерациях должна достичь 85 %.
Ещё более детальные задачи были поставлены ранее в Перечне поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года:
- обеспечить к 2030 году строительство не менее 50 автодорожных обходов населённых пунктов;
- обеспечить развитие международного транспортного коридора «Север – Юг», в том числе за счёт организации «бесшовных маршрутов».
К этому же отчётному периоду необходимо улучшить качество среды для жизни в опорных населённых пунктах на 30 %, а уже к 2036-му – на 60 %. И для достижения данного показателя Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сформировали соответствующий перечень опорных населённых пунктов. В него вошли 2 319 наименований.
Приоритетом для Федерального дорожного агентства останется и перечень мероприятий, установленных Транспортной стратегий Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2011 г. № 3363-р) и обновлённым пятилетним планом дорожной деятельности на период 2024-2028 годов (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. № 3907-р).
Основными направлениями деятельности продолжат оставаться комплексная модернизация и качественное круглогодичное содержание текущей федеральной дорожной сети, а также строительство новых магистралей. При этом отдельный акцент будет сделан на развитии объектов дорожного сервиса, повышении уровня безопасности дорожного движения, ликвидации узких мест, строительстве обходов городов и крупных населённых пунктов и реализации мероприятий на ключевых транспортных коридорах (в частности, «Россия», «Север – Юг» и Азово-Черноморского направления).
Одним из главных направлений деятельности на ближайшие годы станет развитие транспортной инфраструктуры на принципах «бесшовной» логистики. С помощью оптимизации транспортной инфраструктуры необходимо сделать так, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее доступными и оптимальными способами. На основе транспортно-экономического баланса определяются параметры развития единой опорной транспортной сети, основой которой станет опорная сеть автомобильных дорог. Сейчас в неё входят уже более 140,5 тыс. км трасс. Их модернизация станет дополнительным импульсом для развития экономики России.
Отдельное внимание уделяется использованию инновационных разработок в сфере строительства автодорог. Федеральным дорожным агентством на постоянной основе ведётся мониторинг применения в дорожном хозяйстве новых технологий и материалов подведомственными Росавтодору федеральными казёнными учреждениями (ФКУ). Они, в свою очередь, ведут постоянный мониторинг состояния объектов, на которых были применены новые технологии и материалы, а ФГБУ «Росдортехнология» осуществляет выборочное инспектирование полноты и достоверности результатов мониторинга. Все результаты заносятся в обозначенную прикладную систему.
Основные направления инновационных разработок в сфере строительства автодорог определяются Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства (Стратегия актуализируется каждые 5 лет). В настоящее время действует Стратегия до 2025 года, утверждённая распоряжением Росавтодора от 03.03.2021 № 771-р. Согласно документу, к приоритетным направлениям инноваций отнесены: обеспечение безопасности дорожного движения, создание комфортной дорожной инфраструктуры, повышение долговечности дорожных конструкций, рациональное использование ресурсов и цифровизация системы управления дорожным хозяйством. Важно отметить, что решение об использовании тех или иных технологий, выборе материалов принимается на стадии проектирования конкретных объектов строительства, реконструкции или капитального ремонта. Целесообразность и эффективность принятых решений оценивается технико-экономическим сравнением вариантов для заданных условий производства работ, а их соответствие действующим нормативным документам проверяется на стадии экспертизы проектной документации.
Несомненно, решение этих и многих других поставленных задач потребует полной концентрации сил и средств всех сторон этого масштабного процесса. Немаловажным является и регулярное эффективное взаимодействие со всеми без исключения субъектами Российской Федерации. Ведь именно благодаря совместной чётко структурированной работе дорожники смогут добиться главного – обеспечить по-настоящему комфортную и безопасную среду для жизни.