Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства прошел в Екатеринбурге
В Екатеринбурге в рамках XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» прошел первый в современной истории Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора. Мероприятие стало возрождением традиции, заложенной 110 лет назад, – в 1914 году состоялся I Съезд деятелей по шоссейному делу.
В новом съезде приняли участие зампредседателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Роман Старовойт, первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев, зампредседателя данного профильного Комитета Госдумы РФ Руслан Лечхаджиев, первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, руководитель Росавтодора Роман Новиков, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, представители региональных дорожных ведомств, ФКУ и профессионального сообщества.
«Самоотверженный труд большой и сплоченной команды работников дорожного хозяйства – это современные магистрали и трассы, тысячи сложнейших инженерных сооружений. Ваши знания, компетентность, ответственное отношение к своему делу и искренняя преданность призванию помогают обеспечивать связанность территорий, повышают конкурентоспособность отечественной экономики, надежность и безопасность перевозок, улучшают качество жизни людей», - говорится в приветственной телеграмме председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, которую озвучил Марат Хуснуллин.
Также вице-премьер рассказал об итогах нацпроекта «Безопасные качественные дороги». По его словам, за шесть лет реализации нацпроекта (с 2019 по 2024 годы) в 84 регионах РФ построили, реконструировали и отремонтировали более 100 тыс. км дорог, площадь укладки верхнего слоя покрытия превысила 800 млн кв. метров. Из федерального бюджета на БКД за эти годы направлено 2,4 трлн рублей. С 2025 года стартует новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», в котором будут увязаны проекты жилищного строительства, коммунальной, дорожной инфраструктуры, благоустройства и общественного транспорта.
Как отметил министр транспорта РФ, в дорожном комплексе страны происходят позитивные перемены, масштабные ремонтные работы охватывают и федеральные, и региональные, и местные дороги.
«Мы видим, какую большую нагрузку несет современная дорожная сеть, чтобы обеспечить бесперебойную логистику, комфортный автотуризм и просто безопасное передвижение наших граждан по тысячам километров трасс. Только представьте, общая протяженность дорог России более 1,5 млн километров. Чтобы проехать без остановок все дороги России на автомобиле со скоростью 100 км/ч потребуется больше полутора лет. О чем это говорит? Это говорит о беспрецедентных масштабах нашей с вами работы», - рассказал Роман Старовойт.
Глава Росавтодора рассказал, что 110 лет назад, во время первого отраслевого съезда, около 94 % дорог страны были грунтовыми, 4 % – шоссейными. Он отметил, что в последние годы большая работа проведена не только на дорогах, но и в обновлении методологии, развитии образования и кадрового потенциала.
«Сегодня мы представляем собой огромную команду дорожников, которая в едином порыве и в едином темпе успешно работает на огромной дорожной сети нашей страны. И огромная благодарность Правительству РФ, Минтрансу России за столь высокую оценку нашего труда», - отметил Роман Новиков.
Основная часть съезда состояла из трех докладов, посвященных наиболее важным отраслевым проблемам, по итогам которых проводилось голосование среди участников съезда за представленные спикерами инициативы.
Так, доклад гендиректора ООО «Автодор-Инжиниринг» Константина Могильного был посвящен управлению жизненным циклом дорог. По его словам, необходимо пересмотреть процессы финансирования и управления дорожным хозяйством. Наиболее эффективным методом экономической оценки управленческих решений является стоимостной анализ затрат на весь жизненный цикл объекта. Анализ должен стать основой для долгосрочного и краткосрочного планирования. При этом в изменяющихся экономических условиях важно справедливо рассчитывать стоимость работ и услуг, создав благоприятные условия для стабильной работы подрядчиков, занятых в строительстве и содержании дорог.
В ходе голосования большая часть аудитории поддержала внесение изменений в законодательство, позволяющих заключать единые долгосрочные госконтракты на дорожные работы. Также большинство выступило за продление временной инициативы по возможности заключения единых контрактов на проектирование и строительство объектов.
Второй доклад заместителя гендиректора по управлению персоналом АО «ДСК «АВТОБАН» Ольги Семухиной был посвящен подготовке кадров. Она отметила, что для обеспечения притока молодых специалистов в отрасль власть, учебные заведения и компании должны действовать сообща. Необходима социальная поддержка для привлечения молодежи в дорожные специальности, например, комфортная инфраструктура в вахтовых поселениях, льготная ипотека, помощь семьям с детьми. Также необходим пересмотр программ подготовки в части изучения информационных систем, использующихся в строительстве, и обеспечение широкого доступна к ним у студентов. Учебные заведения должны быть открыты к обратной связи от студентов после производственной практики, чтобы понимать, каких знаний не хватает обучающимся.
«Дорожник-профессионал нового поколения должен обладать высокими профессиональными знаниями, быть мобильным и оперативно перемещаться по объектам строительства, владеть самыми современными цифровыми технологиями, иметь высокую мотивацию на результат, пользоваться заслуженным авторитетом и получать достойную оплату труда», - отметила Ольга Семухина.
В ходе голосования большинство поддержало предложения спикера по возрождению дорожных специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Автодорожные мосты и тоннели», а также по участию отраслевого сообщества в образовательной деятельности.
Третий доклад был посвящен обеспечению безопасности дорожного движения, с ним выступил заместитель руководителя ФКУ «Центравтомагистраль» Владимир Швецов. По его словам, основные направления работы для совершенствования системы управления безопасностью – это развитие механизмов координации и взаимодействия субъектов системы обеспечения БДД, в том числе ее коллегиальных органов; обеспечение взаимосвязи программ и проектов в сферах транспорта, здравоохранения, воспитания и культуры; цифровизация правоохранительной деятельности; обеспечение стабильного финансирования и подготовка квалифицированных кадров в области БДД. Спикер обратил внимание на важность повышения культуры поведения и социальной ответственности на дорогах, а также на влияние состояния дорог на аварийность. По его мнению, повышение качества проектирования, строительства, ремонта и содержания дорог, развитие придорожного сервиса существенно снизят количество ДТП. Подходы докладчика были также поддержаны большинством голосов.
Основные предложения из выступлений спикеров и докладов делегатов внесут в итоговую резолюцию съезда. Также в ходе мероприятия прошла торжественная церемония вручения наград и благодарностей отличившимся работникам дорожно-транспортного комплекса РФ.
Справка
Специализированная выставка «Дорога» проводится традиционно в октябре – в преддверии Дня дорожника, который отмечается в России ежегодно в третье воскресенье октября. В 2024 году мероприятие проходит с 15 по 17 октября в Екатеринбурге в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
Профессиональный праздник работников дорожного хозяйства как таковой в России появился в 1996 году. Тогда Указом Президента РФ от 14 октября 1996 года за Денем работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства было закреплено последнее воскресенье октября. В 2000 году Указом Президента РФ от 23 марта профессиональный праздник был переименован в День работников дорожного хозяйства и перенесен на третье воскресенье октября. В 2024 году День дорожника выпадает на 20 октября.